Статья на тему: Что такое волонтерство (добровольчество)?
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми положениями концепции «Ценностно-ориентированное добровольчество»
Кто такой волонтер?
Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Волонтер или доброволец?
Не имеет значения, так как “волонтер” – слово французского происхождения, а “доброволец” – слово отечественное. Употреблять можно в зависимости от контекста. Предпочтение лучше отдавать отечественному слову, так как подсознательно мы понимаем значение корней, из которых состоит слово: добро и воля.
Кого можно назвать настоящим волонтером?
Многие думают, что волонтеры – это те, кто не берет денег или другое поощрение за свой труд. Бесплатность труда добровольцев является лишь признаком, а не сутью добровольчества. Слишком низко оценивать настоящего волонтера тем, что берет он деньги за работу или нет. Если вы рассуждаете именно так, то для вас волонтер предстает как «недалекий человек».
Добровольцы в своей деятельности движимы не просто потребностями «по Маслоу», а нравственными ценностями. В добровольцах есть то, что мы хотим видеть в обществе, в семьях и в себе лично. В добровольцах ценности воплощены на деле, а не только на словах. Находясь рядом с ними, мы можем это почувствовать, зарядиться желанием жить так же как они. Для воспитания и развития человека необходим пример воплощенных в жизнь ценностей – в этом главная ценность добровольчества.
Поэтому настоящий доброволец – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.
Отличительные признаки добровольчества?
Чем подлинная добровольческая деятельность отличается от трудовой деятельности, социальной защиты, педагогической практики, внеурочной деятельности школьников и студентов, а также благотворительной деятельности?
1. Осознанность – первый и наиболее важный отличительный признак. Порыв к добровольческой деятельности должен идти изнутри человека – от собственных убеждений и ценностей. Доброволец глубоко осознает и оценивает свои мотивы, цели и задачи, ход и средства добровольческой деятельности.
2. Инициативность характеризует настоящих добровольцев, их хозяйское отношение и гражданское участие в жизни общества. Можно сказать: «Волонтер не ждет, когда его попросят что-то сделать, он видит, что нужно делать, или спрашивает об этом сам!»
3. Добровольность – доброволец действует без какого-либо принуждения. Если человек действует под административным нажимом, по воле «авторитетного» человека, на основе устава организации, по распорядку учебного заведения, то он не волонтер.
4. Бескорыстие – это безвозмездный труд, а также не полностью оплачиваемый, при условии, что за подобный труд человек мог бы реально получить большую оплату. Настоящий волонтер не мотивируется вторичными выгодами: профессиональный рост, расширение социальных связей, публикации в СМИ и др. Если личных выгод не будет, он всё равно будет заниматься добровольческой деятельностью.
5. Личное действенное (непосредственное) участие в добровольческих проектах отличает волонтера от жертвователя денег, руководителя благотворительного фонда и т.п. Кроме руководящей, образовательной или консультативной деятельности настоящий волонтер наряду с другими непосредственно участвует в добровольческих проектах, так как личный пример – это главный убедительный аргумент в мотивировании других!
6. Нацеленность на развитие общества отличает подлинного волонтера от человека, который интересно проводит время, ищет личные выгоды в помощи другим или отстаивает интересы своей организации. Подлинный волонтер ищет сотрудничества с другими или, по крайней мере, открыто выражает свою солидарность. Организации, которые замыкаются только на своих проектах или задачах, использует для себя идею добровольчества, но не развивают культуру добровольчества в обществе. Для них добровольцы – это бесплатная рабочая сила для решения социальных проблем.
Настоящий волонтер руководствуется осознанным желанием совершать поступки (деятельность) на благо других людей и общества, а не поиском выгоды для себя или группы, к которой он принадлежит.
Волонтер как стиль жизни или как должность в организации?
Среди некоторых НКО распространено мнение, что новичок в общественной организации – это волонтер, т.е. тот, кто пока ничего не умеет, ему еще нельзя полностью доверять, и ему, соответственно, не за что платить. Поэтому он работает на безвозмездной основе не по своему выбору, а по внутреннему распорядку организации. В таких организациях происходит разделение на «специалистов» и «волонтеров». Другими словами, происходит оценка волонтера с точки зрения профессионального выполнения своих обязанностей. Это неверно!
Волонтер – это, прежде всего, обладатель высоких нравственных качеств, говорящих о его мотивации и образе жизни, а не уровень профессионализма. Определение «волонтер» или «доброволец» может относиться и к начинающему, и к эксперту. «Волонтер в организации» означает, что человек добровольно и бескорыстно выполняет определенные обязанности. Волонтером можно быть и не относясь к какой-либо организации, временно присоединяясь к проектам организаций или проводя собственные проекты.
Став членом организации, волонтер обязан подчиняться уставу и решениям организации. Для настоящего волонтера быть волонтером важнее, чем быть членом организации! Поэтому Всемирная декларация добровольцев для него важнее, чем устав организации или её решения. В идеале все организации, привлекающие волонтеров и использующие определение «волонтер», должны привести свои взаимоотношения с волонтерами в соответствие со Всемирной декларацией добровольцев.
Кодекс чести добровольца
1. Деятельность добровольца направлена на благо других людей и привносит в общество диалог и сотрудничество.
2. Доброволец не вправе требовать поощрения или получать материальное вознаграждение, равное или выше стоимости выполненных работ.
3. Добровольцем имеет право быть любой человек, осознано и бескорыстно делающий такой выбор.
4. Доброволец вправе обозначать или не обозначать свою политическую или религиозную принадлежность, но не вправе использовать добровольческую деятельность для пропаганды своих убеждений.
5. Доброволец доводит дело до конца, даже если останется один.
6. Поступок добровольца принадлежит всему человечеству – расскажи о нём другим обязательно!
7. Доброволец ищет единомышленников – тех, с кем можно сделать больше и лучше.
8. Деятельность добровольца прежде способствует его личностному росту и развитию характера, а затем получению навыков, знаний и профессиональному росту.
9. Доброволец не выполняет работу вместо оплачиваемых работников, если нет угрозы жизни других людей.
10. Добровольческая деятельность не должна наносить психологический и/или физический ущерб добровольцу.
Чем выгодно добровольчество лично тебе?
Во-первых, добровольчество – это школа воспитания человечности, благодаря чему ты сможешь стать зрелой личностью, создать крепкую семью и воспитать детей через собственный пример.
Во-вторых, добровольчество – это стартовая площадка для твоего профессионального роста, расширения социальных связей и опыт осуществления «реальных» проектов.
Источник статьи http://sostudent.ru/?p=386 (при использовании текста данная ссылка обязательна!)
nsportal.ru
Статья на тему «Волонтерское движение в современном обществе»
СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»
Мастер производственного обучения Карпенко Т.А.
Тема: «Волонтерское движение в современном обществе».
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Л.Н.Толстой.
С каждым годом добровольческая деятельность становится всё более популярной как в нашей стране, так и за её пределами. Всё больше направлений, в которых волонтёр может самореализоваться. Развитие института добровольчества идёт семимильными шагами, ведь в любой сфере жизнедеятельности сейчас может понадобиться помощь волонтёра.
Волонтеры или добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг на мероприятиях или же в фондах помощи разным слоям населения.
В 2018 году появился Федеральный Закон «О добровольчестве (волонтёрстве)», согласно которому оба этих понятия признаны равноценными. И неспроста. Ранее в Российском законодательстве использовался только термин «Доброволец». И к нему все привыкли, он был понятен и как-то легче воспринимаем людьми. Теперь, в современной России, волонтерское движение опирается также на основные положения Конституции, Гражданского кодекса, а так же таких законов РФ, как “Закон о благотворительных организациях и благотворительной деятельности”, “Закон об общественных деяниях”. Так же уже существует проект о “Филантропии, меценатстве и волонтерстве”, который был разработан союзом благотворительных организаций России.
Поскольку волонтерство это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других, то любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности, работу с социально незащищенными слоями гражданского общества.
Для человека это всегда хорошая возможность проявить свои таланты, реализоваться в обществе, а так же получить новые знания и навыки, которые принесут важный опыт, который важен для молодых людей.
Волонтерство оказывает большое влияние на образование школьников и студентов, так как способствует формированию активной общественной жизненной позиции, повышает уровень эмоционально-психологического равновесия, развивает коммуникационные навыки, а так же помогает улучшить уровень интеллектуального развития.
Можно выделить несколько направлений добровольческой деятельности.
— Социальное волонтёрство — помощь людям с ограниченными возможностями, пожилым, одиноким людям, сиротам, детям с особенностями и другим категориям населения. Это самое известное направление добровольной помощи. В нашей стране актуальную роль занимает проблема сиротства детей, безнадзорности и распространения преступности среди молодежи, увеличения числа одиноких пожилых людей, рост числа наркозависимости и алкоголизма. По отношению к ним, волонтерские организации находят собственный подход. В этой области они становятся важнейшим инструментом социализации населения и помощью государству.
Люди нуждаются в разном: одиноким людям часто требуется просто провести время вместе, иногда убраться в квартире, помочь в сопровождении ( более актуально для пенсионеров и инвалидов). Можно стать волонтёром НКО или благотворительных фондов.
— Экологическое волонтёрство сейчас набирает всё большую популярность. Этот вид добровольной деятельности имеет множество вариаций — можно заниматься сохранением флоры и фауны, можно встать на стражу городской чистоты и экологического состояния, а можно заниматься путешествиями, ездить в национальные парки и прокладывать для туристов экологические тропы и многое другое.
— Донорство — ещё одно важное направление. Здесь волонтёры необходимы и в качестве доноров, сдающих кровь, и как волонтёры информационные — люди, которые просвещают массы о важности направления, развевают страхи и опасения, популяризируют донорство среди населения. Практически каждый человек вне зависимости от пола, расы и цвета кожи может стать донором и это не отнимет много сил, зато может спасти чью-то жизнь. Пункты сдачи крови есть в каждом районе.
— Событийное волонтёрство (часто его ещё называют эвент-волонтёрство) является одним из самых масштабных направлений, так как включает в себя несколько направлений добровольческой деятельности — это помощь в организации какого – либо крупного события в разных масштабах. Это может быть культурное событие, спортивное, патриотическое или победное и т.д.
— Спортивное волонтёрство – это отличная возможность стать ближе к спорту, познакомиться со спортсменами со всего мира, найти новых друзей среди волонтёров, улучшить свой английский и другие иностранные языки.
— Культурное волонтёрство (иногда его ещё называют арт-волонтёрством) также набирает популярность, хотя и появилось как самостоятельное направление не так давно. Причиной этому стало то, что у нас стало проводиться больше культурных мероприятий и событий разных масштабов, связанных с искусством, культурой и кинематографом.
Сегодня такие площадки, как музеи, библиотеки, парки открывают свои двери и с радостью приглашают к себе волонтёров. Они могут участвовать в реставрации архитектурных памятников, организовывать и проводить экскурсии, помогать в проведении крупных культурных мероприятий и фестивалей, помогать в работе Домов культуры, выступать в роли актёров, аниматоров и многое другое.
— Медиа-волонтерство. Совсем юный вид добровольчества, ещё только набирающий обороты. Волонтёры помогают в большей степени организаторам волонтёрской деятельности – добровольческим центрам, благотворительным фондам, НКО. Часто это журналисты, фотографы и видеографы, в чью задачу входит не просто рассказывать о деятельности тех или иных проектов, но также и популяризировать волонтёрское движение.
— Волонтёры общественной безопасности и волонтёры-медики – достаточно узкое и уникальное направление. Именно здесь чаще всего можно встретить волонтёров взрослого возраста, поскольку данная сфера достаточно специфична и опасна. Здесь важно, чтобы люди понимали, на что они идут и были подготовлены, обучены. Конечно, лучше всего, когда специалистам помогают добровольцы, уже имеющие какие-либо знания и опыт в деле. Ведь один из принципов волонтёрской деятельности гласит: «Не навреди». Существуют специальные программы, которые готовят волонтёров общественной безопасности.
Это, пожалуй, и все основные направления. Добровольчество развивается просто в геометрической прогрессии – это хорошая новость для нас. Ведь чем больше будет людей готовых на безвозмездной основе трудиться, тратить своё время и силы на помощь кому-то другому, тем светлее окажется наше будущее. Никогда не бойтесь начинать. Волонтёрство – это ещё и множество возможностей для современной молодежи.
Заключение.
Таким образом, волонтерское движение является одним из важнейших социальных направлений и в мире, и в нашей стране. Необходимо оказывать материальную поддержку волонтерским организациям, а так же всячески поощрять и награждать их участников. Ведь это мощный инструмент для экономического и культурного роста, социальных перемен в лучшую сторону. И как однажды сказал Махатма Ганди о человеке: «Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.», думается, что это выражение прекрасно описывает значимость каждого волонтера и его влияния на окружающий мир.
Список литературы:
1. Бурчакова М.А, Хожемпо В.В. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (52). Номер статьи: 5203. Дата публикации: 2015-04-08
2. Хожемпо В.В. Управление социально ориентированным развитием экономики Беларуси: сб. ст. Первой Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики» 30 – 31 октября 2008. – М.: Изд-во РУДН. – С. 590-603.
infourok.ru
Статья «Волонтер — кто это?»
Тема: «Волонтер – кто это?»
Есть на свете такие люди,
Которые работают душой.
Это волонтеры — ответ простой.
Люди часто задумываются над вопросом: «Волонтер – кто это?» Но не все знают точный ответ. Это доброволец, который занимается общественно полезным делом безвозмездно, ничего не требуя взамен. Сферы деятельности могут быть довольно разнообразны, но волонтер всегда несет добро, надежду и любовь.
Кто считается волонтером? Иногда люди подменяют понятия, называя волонтерами тех, кто выполнил определенную работу бесплатно. Но это не совсем так. Суть волонтерства заключается не в том, чтобы не брать плату за труд, а в том, чтобы нести пользу людям. Хотя безвозмездность считается принципом добровольчества. Организация волонтеров будет успешно существовать только тогда, когда все добровольцы имеют нравственность и духовность. Они несут добро не только на словах, но и на деле, совершая хорошие поступки и помогая нуждающимся людям. Добровольцы хотят жить и заряжают этой энергией окружающих. Чтобы понять, зачем нужен волонтер, кто это, и как он осуществляет свою деятельность, стоит пообщаться с ним лично и узнать, как же они отвечают на этот простой вопрос «Волонтер – кто это?»
Видеоролик
Всемирная декларация добровольцев говорит о том, что настоящий волонтер должен быть примером нравственности, толерантности, бескорыстия и уметь сотрудничать. Помогая людям, добровольцы обретают душевное равновесие и покой, внутренний дискомфорт покидает их. Это ощущение настолько притягательно и приятно, что человек хочет ощутить его еще раз и снова помогает нуждающимся. Общественная деятельность не только приносит духовную эйфорию, но помогает почувствовать себя необходимым и полезным для мира. Слово «волонтер» имеет французское происхождение и дословно означает «желающий». Клуб волонтеров может осуществлять деятельность по всей стране, улучшая жизнь и демонстрируя пример гуманного отношения. Это добровольные союзы людей, которых объединяет определенный общий интерес и цели.
Особую активность в волонтерской деятельности проявляет молодежь, как самая динамичная социальная группа. Потенциал использования молодёжной волонтёрской деятельности выражается как минимум в двух аспектах: влияние молодёжного волонтёрства на конкретную жизненную ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтёрства на развитие личности молодого человека, включённого в эту деятельность.
Социально активная молодёжь является основой добровольчества. Именно добровольцы работают в малых городах и дальних деревнях и сёлах. Основными направлениями волонтёрской деятельности являются: социальная защита, экология, благоустройство, профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни, образовательная и правозащитная деятельность, сохранение исторического и культурного наследия, содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, содействие в сфере культуры, искусства, науки. Молодёжное добровольчество является одним из наиболее эффективных способов стабилизации социальной ситуации в обществе и является наиболее эффективным педагогическим ресурсом в воспитательной области.
Системное развитие молодёжного добровольчества — это эффективный способ вовлечения молодёжи в социальную практику через создание для детей и молодёжи условий свободного доступа к добровольческой социальной деятельности.
Молодёжное добровольчество способствует получению и развитию новых знаний и навыков, формированию лидерских качеств, воспитанию молодёжи интеллигентными, честными, высокообразованными и социально ответственными личностями.
Концепция добровольчества, как стратегии развития лидерства исходит из того, что добровольчество и лидерство находятся в тесной взаимосвязи (корреляции). Это означает, что реализация задач развития добровольчества решает задачу развития лидерства в молодёжной среде.
Как правило, приобретение лидерского опыта молодого человека начинается с участия в добровольческих акциях, затем — освоения опыта участия в организации мероприятий и акций, который постепенно может трансформироваться в деятельность по разработке и руководству добровольческими проектами, координацию добровольческих усилий. Во многом формирование лидерских качеств молодёжи в силу целого ряда их личностных качеств и мотивационных установок происходит именно благодаря тому, что молодые люди становятся волонтёрами. В ходе волонтёрской деятельности они расширяют круг и среду общения, осваивают опыт руководства добровольческими проектами, работой общественных организаций с базовыми компонентами программ развития добровольчества.
Добровольческая деятельность как пространство социализации и развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе волонтёрской деятельности молодые люди осваивают:
новые социальные роли;
способы социального и профессионального поведения;
социальные и профессиональные виды деятельности.
Активная добровольческая деятельность развивает у молодёжи необходимые жизненные навыки и профессиональный опыт, умение заинтересовать и организовать других волонтёров, научиться взаимодействовать с другими людьми и организациями, находить поддержку партнёров и спонсоров, государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности молодые люди расширяют своё видение, развивают свой интеллектуальный уровень, реализуют возможность воплощения своих творческих планов и лидерского потенциала.
Некоторые выводы, обосновывающие влияние добровольчества на формирование лидерских качеств молодёжи:
Учитывая, что волонтёром может стать любой молодой человек или подросток, вкладывая по доброй воле своё время, энергию или таланты в улучшение окружающей жизни, решение проблем общества, становится очевидным, что создание условий и возможностей для добровольческой деятельности открывает ему дорогу для развития лидерских качеств и реализации своего лидерского потенциала.
Системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях и в социуме решает задачу развития личности молодого человека как руководителя/организатора (проекта, группы, организации).
Программы поддержки и стимулирования молодёжного добровольчества создают возможности предоставления для молодёжи интересной работы, приобретения в ходе её осуществления полезного опыта, который поможет молодым людям выстроить свою будущую карьеру и достойную продуктивную жизнь.
В сообществах работа с детьми, подростками, молодёжью выстраивается таким образом, что она включает добровольческую деятельность как органичную часть жизни молодого человека на всех уровнях обучения или досуга. В этом случае данные сообщества становятся местом, где теория, полученная в образовательном учреждении, получает свой практический выход в реальной жизни.
Особая роль в формировании лидерских качеств принадлежит социальному проектированию, а именно через получение навыков как получение навыков разработки своего добровольческого проекта, объединение усилий с единомышленниками для совместной разработки и реализации проекта, что способствует повышению социальных компетенций и развитию навыков и умений добровольца.
Тема: «Мой проект — моей стране!»
В связи с этим в нашей школе был разработан и в 2017 году стартовал социальный проект для школьников «ДОБРОдеЯ».
Волонтерство – удивительное движение, которое помогает человеку подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду и душевное тепло. В наше трудное время от нехватки внимания общества особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети — сироты. А помощь им, своим трудом, безвозмездно оказывают волонтеры.
Волонтеры – это люди, которые бескоростны делают добро.
Поэтому целью нашего проекта стало: Формирование чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям, путем вовлечение их в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи.
Задачи:
1.Развитие мотивации к социально-активной деятельности;
2.Воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма;
3. Формировать умения адаптироваться в социокультурном пространстве, развивая морально-волевые качества.
4. Воспитывать чувство ответственности за каждый свой поступок по отношению к людям, нуждающимся в помощи.
Целевая аудитория
воспитанники детских садов Озинского района (6-7 лет),
жители р.п. Озинки;
пенсионеры, ветераны;
дети с ограниченными возможностям здоровья.
Социальный проект ««ДОБРОдеЯ» состоит из трех основных направлений:
1.«Чистота и природа родных мест»;
2.«Радость»;
3.«Милосердие».
1. Направление «Чистота и природа родных мест» Цель: помощь в решении экологических проблем, формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой родного края.
Были организованы и проведены следующие мероприятия:
Лекции, беседы на природоохранную тему среди населения; проведение экологических игр для младших школьников; организация и проведение мероприятий, посвященных экологическим датам: День Земли, День воды, День леса, День солнца.
Осуществление природоохранных мероприятий (спасение животных; изготовление кормушек, утилизация мусора; проведение экологических акций: «Зеленый двор, зеленый поселок, зеленая планета», «Помоги пернатым», «Мусору – нет!».
Выступление волонтеров :
в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» р.п. Озинки, посвященному Международному дню действий в защиту Рек, Воды и Жизни.
в МДОУ детский сад №4 «Колосок» р.п. Озинки, посвященному Международному дню действий в защиту Рек, Воды и Жизни.
Выпуск экологических буклетов.
2.Направление «Радость»
Цель: организация досуга, праздника для воспитанников детских садов, учащихся начальных классов.
Акция «Дорога к доброте» Цель: формирование представлений о доброте, любви, сопереживания, формированию уважительного отношения к людям.
Эта акция посвящена доброте. Для воспитанников дошкольных учреждений Озинского района добровольцы показали театрализованные представления, уроки доброты, провели беседы, конкурсы рисунков и просто играли. Также раздавали после мероприятия медали, смайлики с изображением солнышка, получая взамен их радостные лица, улыбки на лице и желание, чтоб мы пришли к ним еще раз.
Акция «Ладошки добра» Цель: добровольцы раздавали жителям населённого пункта листовки в виде ладошек по соблюдению правил дорожного движения, профилактике ДДТП.
Акция «Веселая перемена» Цель: организация игр во время перемен с младшими школьниками.
Во время перемены добровольцы организуют подвижные игры для ребят. Это способствует активному отдыху воспитанников, помогает им успешнее овладевать большим объемом знаний, улучшает успеваемость.
Акция «Подари книгу» Где каждый желающий мог подарить школьной бибилиотеке книгу.
Очень интересными и веселыми оказались акции по пропаганде толерантности, огранизованные волонтерами школы:
акция «Ты да я да мы с тобой» Цели:
Главный реквизит – воздушные шары с нарисованными смайликами.
акция «С миру по нитке, собираем мы улыбки» Цели:
активизация навыков видеть хорошее в другом человеке, находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение
содействие развитию активной жизненной позиции
акция «Возьмемся за руки друзья» Цели:
Акция «Письмо солдату» Цель: в преддверии 23 февраля поздравить военнослужащих.
Всем военнослужащим-землякам в преддверии празднования Дня защитника Отечества отправляются письма со словами поздравлениями, напутствия и благодарности, за службу в рядах в Вооруженных силах Российской Федерации. В настоящее время письма это редкость, а когда ты защищаешь Отчизну и в суете дней получаешь весточку с малой Родины, особо приятно знать, что ты нужен району и что тебя ждут!
Акция «Великая Победа» Цель: формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с боевыми традициями земляков. В ходе познавательных, тематических бесед, занятий-путешествий, игр, расширить знания детей о страницах Отечественной войны, пробудить интерес к военной истории.
3 направление «Милосердие» Цель: оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, пенсионерам, ветеранам, и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Акция «Дорогою добра» Добровольцы посещали детей с ограниченными возможностями здоровья, дарили им сувениры, изготовленные своими руками.
Акция «Мягкое сердце» Цель: социальная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей-инвалидов, и создание условий для развития творческих способностей, игровой деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей-инвалидов. В течение месяца проводился сбор мягких игрушек, (либо развивающие игры, конструкторы, мозаика, пазлы) сопроводительное письмо или открытка, приложенная к игрушке и содержащая слова поддержки в адрес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все игрушки переданы в отдел по делам молодежи и спорта.
Акция «Старость согретая теплом» Цель: оказание помощи по хозяйству одиноким пожилым людям. Добровольцы оказывают помощь в уборки территории, копании огорода, покупке продуктов. После чего ребят частенько в знак благодарности угощают конфетами.
Акция «Тропинка к школе» Цель: сбор теплых вещей, нуждающихся в них людях.
Собранные вещи (шапки, шарфы, варежки, печатки) передаются в отдел по делам молодежи и спорта.
В ходе реализации проекта мы наблюдаем, что важными мотивами молодёжи для участия в добровольческой деятельности являются: желание быть социально полезными людьми, способствовать позитивным изменениям в обществе, реализовать через добровольческое действие свою собственную инициативу, найти единомышленников, получить новые знания и навыки, интересно провести досуг, найти друзей. По мнению участников нашего проекта, молодёжное добровольчество является важным способом формирования здорового образа жизни и укрепления духовно-нравственного потенциала российской молодёжи.
Благодаря добровольческой деятельности наши учащиеся волонтеры :
учатся находить контакт с разными типами людей;
приобретают профессиональный опыт;
осуществляют диалог со сверстниками и между поколениями
учатся применять на практике собственные знания, таланты и умения
повышают гражданскую и правовую грамотность
ориентируются в окружающем мире.
Выполняют командные работы;
планируют;
проектируют;
принимают решения;
проявляют лидерские качества и креативность
учатся быть добрыми
Ведь ведущая идея нашего проекта «Чтобы я ни делал, количество добра в миредолжно увеличиваться»
Ожидаемые результаты
По окончании деятельности в рамках проекта предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия. За счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу людям, которые в ней нуждаются.
Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе; развитие чувства гражданского долга, патриотизма, ответственности за каждый свой поступок по отношению к людям, нуждающимся в помощи.
Одним из результатов мы предполагаем и расширение числа социальных партнеров.
Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.
Дальнейшая реализация проекта.
Социальный проект «ДОБРОдеЯ» реализован. Но некоторые акции мы проводим ежегодно, на протяжении нескольких лет. Мы не остановимся на достигнутом, будем разрабатывать, дорабатывать, и реализовывать другие проекты. И думаем, что мы сможем своим примером увеличить еще большее количество добровольцев, которые захотят проявить свое милосердие, готовность прийти на помощь другим людям. Что поможет нам в реализации еще многих и многих социальных проектов.
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!
Так пусть же все усилья окупятся с лихвой,
Пусть сделанное благо приносит в дом покой,
И радость рядом будет от вашей доброты,
Улыбки благодарности смеются, как цветы.
infourok.ru
Статья на тему: Волонтерское движение в нашей школе
Волонтерское движение в МБОУ Игримская СОШ №1.
Сейчас много говорится о том, что молодежь стала другая, менее отзывчивая, менее заботливая, менее уважительная. Это не совсем так. Из уст взрослого поколения можно услышать слова «добровольчество», «тимуровцы», а молодое поколение говорит «волонтер». Попробуем посмотреть в словарь и найти перевод слову «волонтер». В переводе с французского оно означает «доброволец». Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благие дела. И, конечно же, у ребят возникает желание совершать добрые поступки, решать проблемы сообща.
В нашей школе уже более 10 лет существует волонтерская группа «Северный экспресс», это ребята с 5 по 11 классы. Актив группы продумывает, предлагает, сплачивает, привлекает, собирает вокруг себя ребят, которые еще не определились в выборе своей волонтерской деятельности.
Сейчас много говорят о деятельностном подходе в обучении и воспитании. Да, разрабатывая проекты, претворяя их в жизнь, анализируя, ребята приобретают умения и навыки, которые им пригодятся в реальной жизни. Я считаю, важно найти такие методы обучения и воспитания, источником которых станет не только учебник, а и тот опыт, который приобретут ребята, занимаясь конкретным делом.
«Сегодня в условиях социальных и экономических перемен назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России» — подобные высказывания часто можно услышать в СМИ. И это действительно так! Привлечение школьников к волонтерской деятельности – прекрасный способ формирования в подрастающем поколении честности, справедливости, дружбы, верности, ответственности, созидательности, человеколюбия.
В нашей школе есть замечательная традиция под названием «Веселая переменка». Наши волонтеры придумывают игры, танцы, флэш-мобы и проводят их с детьми младших классов. Такие переменки проходят весело и задорно.
В декабре все готовятся к новогодним праздникам. Актив «Северного экспресса» взял на себя ответственность за проведение праздников для младших школьников. Ребята разбились на группы: сценаристы, художники по костюмам, ди-джей. Работа закипела. Придумали сценарий и назвали праздник «Новогодний переполох». Праздники прошли весело и интересно. Большую помощь при подготовке и проведении праздников оказали педагоги Скоробогатова Галина Петровна, Грамотина Любовь Жоржевна, Вабищевич Лариса Иосиповна, Осокина Анна Владимировна.
После проведенных праздников активисты чувствовали себя немного уставшими, но счастливыми и гордыми за свою работу. На вопрос: «Почему ты занимаешься волонтерской деятельностью?», дети отвечают: «Считаем, что в жизни должны сделать что-то полезное, важное, нужное, тем более для маленьких детей!».
Домничева Наталья Владиславовна,
педагог-организатор МБОУ Игримская СОШ №1
nsportal.ru
Статья о школьном движении волонтеров
Волонтерское движение в школе
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. В России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителей и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека. Сегодня назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях.И это действительно так! Но как воспитать нравственных, духовно богатых и неравнодушных людей к проблемам нашего общества? Привлечение школьников к участию в работе волонтерских объединений – прекрасный способ формирования в подрастающем поколении именно этих качеств, ведь «волонтёрство (добровольчество) — институт воспитания честности, справедливости, друж-бы, верности.как говорится в пояснительной записке к программе дополнительного образования «Я – волонтер». В год волонтёра наша школа ,как все школы нашего района , активно участвует в работе.
С уверенностью могу сказать, что никакие уроки, семинары и другие традиционные формы обучения не сравнятся с одним походом в детский сад Я спросила ребят, чему научило их общение с детьми, и получила ответы, подтверждающие мою точку зрения, например: «Я думаю, что за то время, что я занимаюсь волонтерством, я очень повзрослела, теперь, смотря на своих сверстников, я вижу, что многие вещи, которые для меня очевидны, вызывают у них затруднения.»
Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых педагогических технологий, добровольчество может стать одним из основных факторов развития социальной компетентности школьников. Опять-таки сошлюсь на мнение моих волонтеров: «Я занимаюсь волонтерством, потому что я могу помогать людям, и мне это доставляет большое удовольствие!
«У меня есть свободное время, и хочется проводить его с пользой, помогая людям», — написала одна моя ученица. Быстро приходит осознание, что ты не только даешь, но и получаешь: «Я занимаюсь волонтерством потому, что, помогая другим, ты становишься лучше, начинаешь задумываться над вещами, над которыми никогда не задумывался». Происходит переоценка ценностей.
Очень важно, что об этом ребята узнают не на уроках, сидя за партой, не из рассказов взрослых, не из книг, а постигают на собственном опыте. Это порождает желание действовать.
Перед каждой акцией мы собираемся всей командой и распределяем обязанности между всеми участниками предстоящего дела. Каждый чувствует свою личную ответственность за успех общего дела, причем дело это всегда очень конкретное, одинаково для всех важное, поэтому мотивация очень высокая, хотя участие в волонтерских акциях сугубо добровольное! Один из моих волонтеров признался: «Наверно, у меня появилось больше ответственности, ведь нельзя подходить к такому делу без серьезности, понимания того, что ты делаешь». Кроме того, необходимо договориться между собой, чтобы действовать слаженно, волонтерам необходимо уметь вступить в коммуникацию с самым разными людьми: пенсионерами, маленькими детьми, прохожими на улице, и учатся они этому опять-таки на практике. Большой плюс и в том, что в команде люди разного возраста: «Меня очень радует, что группа разновозрастная, потому что у ребят постарше всегда можно спросить совет, они никогда не откажут и всегда помогут! Старшие могут делиться своим опытом, а младшие — предлагать свежие идеи.» — единодушное мнение. Старшие ребята тоже рады тому, что в команде есть «молодежь»: «Вот мы скоро будем в 11-м классе, будет мало времени. Нам на смену придут младшие классы, которые тоже уже участвовали в работе волонтеров». Так рождается преемственность. Эти слова принадлежат девочке, которая пришла в наш отряд семиклассницей, а теперь является капитаном нашей команды.
В первый год нашей волонтерской деятельности мы не разрабатывали своих проектов, а просто принимали участие во всех районных акциях, о которых узнали от наших кураторов ,Дома творчества ,директор В.В.Силаева. Но на второй год нам показалось этого мало – так родился проект «Пусть всегда будет солнце!», суть которого проста: закрашивая нецензурные надписи и непристойные рисунки , мы боремся за нравственное здоровье детей, впитывающих в себя все, как губка. Мы привели в порядок стену на детской площадке, причем привлекли к участию в акции тогдашних семиклассников, которые сегодня составляют костяк нашей команды! В этом году в акции приняли участие уже три возрастные категории: ребята из 10-го, 8-го и 6-го классов! В данном случае важно, что ребята-волонтеры не просто разработали долгосрочный проект, но и реализуют его своими силами вот уже второй год – вот ярчайший пример социальной активности!
Второй наш проект мы назвали «Поделись улыбкою своей!» Ребята-волонтеры из средних и старших классов нашей школы в течение учебного года регулярно навещают пенсионеров.Учитывая опыт этого года, когда действовали мы преимущественно методом проб и ошибок, мы решили составить обдуманный план работы на новый учебный год.
Год волонтёра заканчивается, но волонтёрами мы останемся теперь навсегда. Наши ребята зарегистрировались на сайте «Доброволецроссии.ру»,просмотрели обучающие ролики,побывали на втором зональном форуме добровольцев Саратовской области в п.Золотая Степь. Куратор отряда волонтёров ,С.А.Шубаркина,посетила обучающий семинар для наставников на базе«Ресурсный центр по развитию добровольчества», ,побывала на семинаре «Волонтёрское движение как фактор развития социальной активности детей и молодёжи» на база ГАУ ДПО «СОИРО», на котором делились опытом работы кураторы из19 районов нашей области. И как отметила А.Эльфенбайн, руководитель Саратовского областного отделения общественной организации «Союз добровольцев России», победитель конкурса на получение гранта Президента РФ в 2018 году за проект «Ресурсный центр по развитию добровольчества»,присутствующая на семинаре, «»Задача добровольцев- повышение эффективности деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и объединений Саратовской области, увеличение количества добровольческих центров и вовлеченности молодежи в добровольчество за счет комплексного сопровождения и ресурснойподдержки.
Хочешь помогать людям? В команде лучше и интереснее!» Задачей Ресурсного Центра является шение эффективности деятельности
Таким образом, привлечение ребят к работе школьной волонтерской команды является примером деятельностного подхода к обучению и воспитанию, который, как показывает опыт работы, гораздо эффективнее традиционных методов обучения.
infourok.ru
Год добровольца и волонтёра | Very Life Victory
Благородный труд добровольцев был уважаем во все времена. Люди с открытым сердцем, спешащие на помощь другим, — яркий пример того, что в мире ещё не всё потеряно и нельзя терять веру в человека.
В конце 2017 года на Всероссийском Форуме волонтёров собралось 14 тысяч добровольцев, чтобы рассказать о своих достижениях, поделиться опытом и подготовить почву для совместных проектов. Награду за наибольший вклад в общее дело вручал лично Владимир Путин, а кульминацией дня стало предложение президента объявить грядущий 2018-й год Годом гражданской ответственности. На сегодняшний день об этом уже подписан соответствующий указ, а значит, пора вливаться!
На Всероссийском Форуме волонтёров собралось 14 тысяч добровольцев, фото WEB
Вместе с тем, обозначенным выше указом учреждён и День волонтёра, который теперь и в России будет отмечаться ежегодно 5 декабря. Создание такого «профессионального» праздника — это не просто повод поднять бокал, но официальное признание заслуг добровольцев перед обществом и государством.
Ведь это люди, для которых «доброе дело» — не просто красивая фраза, а ежедневный труд, часто неблагодарный и сложный. Они работают в хосписах, детских домах и приютах для животных, принимают участие в экологических и социальных акциях. Они совершенно бескорыстно, а часто и вовсе в ущерб себе, помогают больным и немощным, участвуют в спасательных операциях, способствуют, в силу своих возможностей, сохранению природы, а также культурных и архитектурных памятников… Да разве всё перечислишь?
День волонтёра будет отмечаться в России ежегодно 5 декабря, фото WEB
По неофициальной статистике, сегодня в России более семи миллионов добровольцев работают в самых разных сферах на благо государства, но, главное, — человека. И с каждым днём их количество только растёт. Благое дело объединило людей самых разных возрастов, социальных статусов, национальностей и профессий, стремящихся быть там, где востребованы их знания, опыт и просто добрые намерения.
Сегодня работа в заданном направлении уже кипит. Добровольцы стали полноправными партнёрами государства во множествах социально значимых проектов. Уже создан единый календарный план мероприятий на год, куда включены спортивные и оздоровительные события, акции ко Дню победы и другие патриотические программы, «вахты памяти», экологические, творческие, медицинские проекты — всего почти полторы сотни мероприятий, охватывающих страну от края до края и общество во всех сферах его деятельности.
В России более семи миллионов добровольцев работают в самых разных сферах, фото WEB
В текущем году основной упор будет сделан на популяризацию участия в благотворительных акциях, повышение престижа волонтёров и их деятельности, а также на развитие общей информационной базы под названием «Добровольцы России». Для тех, кто не знает, как реализовать свой порыв, в Сети достаточно сайтов крупных и мелких волонтёрских организаций. Например, Ассоциация волонтёрских центров и Союз волонтёрских организаций и движений объединили под своим крылом уже более сотни структур, ведущих добровольческую деятельность по всей территории страны.
Очень популярно волонтёрство на Чемпионате мира по футболу, фото WEB
Работа волонтёров весьма разнообразна. Особой популярностью среди молодёжи сегодня пользуется волонтёрство на Чемпионате мира по футболу — это интересно и весело. Другие люди проявляют себя в стремлении оказать помощь трудным детям или ветеранам. Третьи — сочувствуют уличным животным и заботятся о природе… У каждого свой стимул и причины быть добровольцем, но независимо от них, деятельность волонтёра заслуживает уважения. Ведь именно из этого множества добрых и искренних поступков формируется совершенно новое общество, в котором ценится взаимопомощь и доверие.
Виктория Романова, Россия, Москва
Здесь может быть Ваша реклама!
vlv-mag.com
Статья по теме: Статья «Волонтерское движение в условиях СПО»
Волонтерское движение в системе
воспитания подрастающего поколения
в условиях ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»
Кудинова Е.А. –преподаватель специальных
дисциплин ОГБОУ СПО «РКК»,
г.Шацк, Рязанская обл.
Аннотация: В данной статье рассматривается организация волонтерского движения в ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»
Ключевые слова: волонтёрство, волонтер, социально-культурная деятельность, студенчество.
«Люди, которые готовы посвятить время тому, чтобы стать частью истории» — именно так называют волонтеров [1].
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [2].
Студенческое волонтерское движение – одно из приоритетных направлений воспитательной работы ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры».
Развитие студенческого волонтерского движения в учреждениях среднего профессионального образования является эффективным способом организации воспитательного процесса будущих специалистов социально-культурной сферы.
В процессе участия в волонтерской деятельности будущие работники социально-культурной сферы проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы.
Волонтеры колледжа культуры принимают активное участие в добровольческих городских, районных, областных акциях.
Так, например, студенты-волонтеры участвовали городских социально-культурных акциях: «Наш парк», «Весенний трудовой десант», «Голосуй, а то проиграешь!», проводимых местным отделением «Молодая гвардия Единой России».
Кроме этого, преподаватели и студенты колледжа культуры на протяжении пяти лет выезжают в детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» (Сасовский р-н, с. Мыс Доброй надежды»), где дают благотворительный концерт для отдыхающих воспитанников школ-интернатов Рязанской области.
Важной и значимой для волонтеров колледжа культуры является работа по оказанию помощи участникам Великой отечественной войны. Ежегодно в образовательном учреждении организуется акция «Помоги ветерану». Студенты оказывают посильную помощь по хозяйству. Также проводятся встречи с участниками войны, бывшими работниками колледжа – Теляевым Л.И, Стикиным А.В.
В рамках празднования дня пожилого человека преподаватели и студенты постоянно выезжают с концертами в отделение временного проживания пожилых людей (Дом ветеранов).
В преддверии 2013 года преподаватели и студенты колледжа активно проявили себя в Областной благотворительной акции «Новый год приходит в гости!». С театрализованной игровой программой они посетили Чучковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, «Сасовский социально-реабилитационный центр», Потьминский дом-интернат для умственно-отсталых детей. За плодотворную социально-культурную и творческую работу преподавателей и обучающихся администрация колледжа культуры, в лице директора Леженкиной Л.А., получили положительные отзовы, благодарственные письма.
Данная акция стала традиционной уже на уровне колледжа культуры. Вот уже в третий раз преподаватели и студенты-волонтеры посещают социально-реабилитационные центры с подарками, и не только творческими. К данной работе активно привлекаются местные предприниматели, молодые мамы М.А.Степкова и Ю.В.Петракова. В преддверии 2014 года участниками театрализованного представления «Новогодний переполох» стали не только преподаватели и студенты колледжа, но и дети педагогов, спонсоры со своими детьми.
Кроме этого, студенты-волонтеры под руководством педагогов-координаторов – Колошеиной А.И., Булгаковой М.И. постоянно осуществляют выезды в «Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с анимационными фольклорными развлекательно-познавательными программами и игровыми программами: «Масляничные забавы», «Скоморошьи потехи» и др.
Следует отметить, что студентка колледжа культуры Райковская Евгения за активную волонтерскую деятельность стала дипломантом областного конкурса «Марафон добрых дел» (г.Рязань) в номинации «Доброволец года».
Очевидно, что в условиях ОГБОУ СПО «Рязанского колледжа культуры» осуществляется большая работа по пропаганде волонтерского движения, как в рамках города, так и за его пределами. Но существует ряд слабых сторон, которые в ближайшее время непременно будут ликвидированы.
На наш взгляд, необходимо на базе колледжа культуры создать постоянно действующий отряд волонтеров под руководством педагога-лидера-координатора. Также необходимо обновление учебно-методического комплекса, проведение тренингов для преподавателей и студентов по работе в команде, развитию лидерских качеств, формированию коммуникационных навыков, а также мастер-классов с участием представителей благотворительных организации и добровольческих движений.
Несомненно, что волонтерство – это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою самостоятельность, креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах. В этом и заключается основа концепции педагогики успеха студентов и преподавателей колледжа культуры, осуществляющих волонтерскую деятельность.
Генеральный секретарь ООН Кофи Анан считает, что «в сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше» [3].
Реализуя волонтерскую деятельность, преподаватели и студенты ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры» хотят сделать мир лучше и стать частью истории свой страны!
Список использованной литературы
- Энциклопедия социальной работы / под ред Е.И. Холостовой. — М., 2003. — 346 с.
- Wikipedia.org
- http://www.world4u.ru/volonter.html
nsportal.ru