Бирма история страны: История Мьянмы — Википедия – Мьянма — Википедия

Содержание

Бирма (Мьянма) — страна, полная загадок. Обзорная статья о Бирме

Мьянма (в прошлом Бирма) — одна из самых загадочных и красивейших стран юго-восточной Азии, расположенная недалеко от Индии и граничащая с Китаем, Таиландом и Лаосом. Что мы о ней знаем, и почему её стоит увидеть, об этом читайте в нашей статье.

Бирма — «Золотая земля»

Суварнапхуми (สุวรรณภูมิ) в переводе с санскрита — ‘золотая земля’. Так называлось первое королевство, населённое монами, а основано оно было предположительно в III веке до н. э. Китайцы именовали этот народ цянами, но сами моны привыкли к другому имени — ‘мьянма’.

Так, начиная с III века до н. э., мы наблюдаем неразрывную связь веков, дошедшую до наших дней, и благодаря тому, что в стране всего лишь несколько лет назад было отменено военное положение, которое там господствовало в течение многих лет, вплоть до 2008 года, Мьянма наконец-то обретает настоящую независимость, и всё больше интересующихся культурой этой таинственной страны туристов открывают для себя Бирму с её обширнейшим культурно-религиозным наследием буддизма.

Так как же в действительности называть Бирму? Мьянмой или Бирмой? Со времён английской колонизации, которая просуществовала до 1942 года, а начало её отмечено 1824 годом, эту страну называли Бирмой, потому что и местные часто называют её Бама, с ударением на второй слог. После многих событий, последовавших за военным переворотом 1988 года, страну решили переименовать для того, чтобы полностью порвать с прошлым, с воспоминаниями об оккупации и прошлой власти, поэтому новое правительство, которое хоть и состояло из военных, что не сулило стране больших перемен к лучшему, всё-таки приняло решение о переименовании Бирмы в Мьянму, одновременно делая символический жест, как вы уже догадались, в сторону некоторых народов, населяющих эту этнически многообразную страну. Говоря об этносе Мьянмы, нужно сказать, что на территории страны проживают более ста различных этнических групп и народностей (что также означает и наличие некоторых трений между ними), которые в своё время стремились получить независимость и боролись за неё, поэтому история государств, располагавшихся на территории современной Мьянмы и соседствующих с ней стран, богата описаниями вооруженных конфликтов, многие из которых перерастали в войны, что сделало Мьянму одним из наиболее милитаризированных государств юго-восточной Азии.

Бирма Баган
Бирма Баган

Где находится Бирма

Вы хотите знать, где находится Бирма и тысячи золотых пагод, известных нам с самого момента основания Баганского царства? Бирма или Мьянма находится в западной части полуострова Индокитай и граничит с Индией, Бангладешем, Китаем, Лаосом и Таиландом. Такая география и соседство со множеством стран могут нам многое сказать и об истории страны и её отношениях с окружающими её соседними странами, некоторые из которых не были хорошими друзьями для Бирмы в прошлые века, при этом вражда между ними шла не на жизнь, а на смерть, отчего каждый раз и происходили войны между тем же Сиамом или Аютаёй (ныне входящих в состав Таиланда) и правителями Бирмы. Территория, которую мы привыкли считать Мьянмой и которая даже в наше время остаётся самой большой по площади страной в южно-азиатском регионе, а также занимает 40-е место в мире, значительно раньше, несколько веков назад, была гораздо обширнее, о чём говорит тот факт, что моны населяли Суварнапхуми, золотую землю, которая находится на территории современного Таиланда, и что ещё более примечательно, что в этом регионе построен главный международный аэропорт с одноимённым названием. Так что, прилетая в Таиланд с запада, вы ступаете на «золотую землю», которая когда-то принадлежала правителям Бирмы.

Между XVI и XVIII веками велось много войн между соседними государствами: Туангу (так называлась Мьянма в период 1510–1752 гг.) и королевством Сиама. Согласно историческим летописям, Туангу зачастую выходило победителем. Такая непростая история объединяет современный Таиланд и Мьянму. Опора на военное сословие — это одна из культурно-исторических черт современного государства Мьянма, где вплоть до наших дней военные находятся на особом положении.

Бирма и религия

Бирма неслучайно в последнее время привлекает так много туристов. Многие из тех людей, которые хотят посетить страну, интересуются не только её историческим прошлым, но и богатым духовным наследием.

Бирма Баган

Буддизм, который является главенствующей религией в стране с почти 60-миллионным населением, пришёл на эту территорию ещё приблизительно в III веке до н. э., но экспансия этого философского учения началась со II века до н. э., когда гонцы царя Ашоки прибыли в места, населённые древними монами. С тех пор индийские влияния тесно переплетались с буддийской духовностью.

Однако расцветом буддийской культуры можно называть тот самый период Баганского царства, продолжавшийся со второй половины IX века до конца XIII века н. э., отмеченный постройкой города Баган, который первоначально служил в качестве крепости. Пройдёт ещё не менее двух веков, прежде чем на трон взойдёт король Аноратха, известный тем, что под влиянием буддийского монаха, посланного в Баган другим королем, Манухом, принял буддизм как основу своего мировоззрения, а вместе с этим и многочисленные подарки от короля Мануха в виде реликвий и буддийских текстов. Но спустя некоторое время Манух стал сомневаться в чистоте помыслов Аноратхи и повелел вернуть подаренные реликвии, на что Аноратха ответил отказом и повёл войска против Мануха, захватив его в плен и сделав его и всех его потомков вплоть до сего дня храмовыми рабами, которые обязаны следить за чистотой и поддержанием храмов. Во время правления Аноратхи и после него в Багане было возведено более 10 000 храмов, пагод и ступ. Так что даже после многочисленных разгромов и переворотов, которые происходили за это время на территории Багана, до наших дней сохранилось около 2 000 священных построек, которые непременно стоит увидеть!

Пагода ШведагонПагода Шведагон

Стоит заметить, что буддизм в Мьянме наследует традиции Тхеравады, или Хинаяны, Малой Колесницы, и это означает, что за основу принят Палийский канон, а строгого пути отречения придерживаются только монахи, остальные жители следуют срединным путём, как и положено буддистам. Продолжая тему истории, переименований и переноса столиц из одного города в другой нельзя не вспомнить о Янгуне, в прошлом столице Бирмы, а ныне большом туристическом центре этой страны. Одна только пагода Шведагон, расположенная в Янгуне (Рангун), стоит того, чтобы проделать длинный путь и посмотреть на этой чудо бирманской архитектуры. Пагода видна далеко за пределами храмового комплекса, она полностью покрыта золотом и отделана 4 500 бриллиантами, самый крупный из которых весом в 72 карата венчает это монументальное строение.

Валюта Бирмы: денежная единица Бирмы — кьят

После очередного переворота, случившегося в Бирме в 1988 году, страна стала меняться, последовали, как это обычно и бывает, денежные реформы: валюта страны осталась прежней, её называют «кьят», но в результате реформы 1989 года из обращения были изъяты купюры достоинством 25, 35 и 75 кьят, что привело к уменьшению денег в обращении почти на 80 %. За такими мерами последовали массовые беспорядки, особенно на улицах Янгуна. Во время написания этой статьи курс кьята равен 0.00074 доллара США, т. е. банкнота в 10 000 кьят равна 7.4 долларов США. Код валюты — «ММК», а название сокращённо пишется одним символом «К». Интересный факт для тех, кто хочет поехать в эту страну, что наряду с местной валютой в ходу также и доллары США, но для того, чтобы их у вас приняли, они должны быть, что называется, «хрустящими». Да и в целом, если вы планируете обменять доллары на кьяты, то лучше выбрать самые чистые купюры, при этом желательно достоинством не ниже 50 долларов, а лучше, если у вас будут 100-долларовые гринбэки, потому что в Мьянме банкноты такого достоинства гораздо легче обменять, и их примут по более выгодному курсу.

БаганБаган

Столица государства Бирма. Народ Бирмы

Янгун многие годы был столицей Бирмы, но после переворота в 1988 году многое изменилось, и если столица всё ещё продолжала находиться в старом месте, то можно было почти предугадать, что недолго ей там оставаться во времена, когда почти в буквальном смысле переписывалась история страны. После переименования многих городов пришло время и для смены столицы. В 2005 году было решено перенести её в Нейпьидо. Этот город построили специально для того, чтобы он стал главным городом страны. Неподалёку от него (в 17 км) находится более известный ранее Пьинман. Оба города находятся в округе Мандалай.

Выяснив насущные вопросы о деньгах Бирмы, мы подошли к самой интересной части рассказа: о народе Бирмы. И действительно, что может быть примечательней и разнообразней в любой стране, если не её народ. По некоторым данным Бирму населяют более 135 различных этнических народностей. Это и потомки тех самых монов, от чьей цивилизации ведёт свой отсчёт государство Бирма, их осталось примерно около 2 % от общего населения страны, а также шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, качины и, конечно, бирманцы. Последние составляют большинство. Их около 67 % . И в заключение хотелось бы привести слова известного путешественника XIII века Марко Поло, который писал о том, что на просторах Мьянмы много золота и драгоценных камней, что, впрочем, остаётся верным и по сей день, так как, например, бирманские рубины считаются самыми чистыми в мире и ценятся очень высоко. О Багане он записал следующее: «Башни этого города сделаны из чистейшего золота. Одна покрыта золотом толщиной с палец, так что кажется, будто вся башня полностью отлита из цельного золота. Другая покрыта серебром таким же образом, как и предыдущая, и выглядит, будто бы сделана из чистого серебра. Они искусно отделаны и расположены так, что увидеть их можно даже с самого большого расстояния». Звучит завораживающе, не правда ли?

Марко Поло повидал в своей жизни немало стран. Но, в конце концов, не важно, сколько бы там ни было башен или пагод (хотя правительство Мьянмы принялось вновь отстраивать ещё больше пагод и новых храмов, так что, наверное, скоро мы увидим новый Баган с его когда-то 10 000 храмовыми строениями), главное то, что для нас открылись двери в неизведанный мир одной из самых таинственных стран юго-восточного региона, которую можно посетить тогда, когда вам этого захочется.

Приглашаем в йога-тур по Бирме с Андреем Верба

Древнейшая история Мьянмы — Википедия

Доисторический период Мьянмы охватывает время с 750 000 лет назад, когда туда прибыли первые гоминиды, и до начала письменной истории страны.

Около 40 млн лет назад на территории Мьянмы обитали три вида приматов: Pondaungia cottelia в области Пондаунг, округ Нижний Чиндвин[1], Amphipithecus mogaungensis, останки которого обнаружены в деревне Могаунг, посёлок Пале, область Сагаинг, а также в деревне Бахин (посёлок Мьяинг, область Магве)[1] и Eosimias paukkaungensis из формации Пондаунг.

В эпоху нижнего палеолита вдоль реки Иравади существовала культура Аньятхи, носителем которой был человек прямоходящий. Ранний этап культуры датируется 750—275 тыс. лет назад, а поздний — 275-25 тыс. лет назад.

Предполагается, что в ходе прибрежных миграций около 70000 лет назад в Мьянму (из Индии через Китай) прибыл человек разумный, который вытеснил гоминид, возможно, частично смешавшись с ними[2][3][4]. Тем не менее, в отличие от соседних регионов, в Мьянме ещё не обнаружены следы человеческих поселений того времени. Наиболее ранние археологические свидетельства пребывания людей датируются 11000 г. до н. э. — это наскальные изображения в пещерах Пада-Лин[5]. Наскальные изображения в этих пещерах продолжали создавать и позднее, вплоть до эпох бронзового и железного века, вплоть до примерно 1200 г. до н. э. Эти аборигены, вместе с более поздними волнами мигрантов, образовали основу бирманской цивилизации.

Грубо отполированные каменные орудия различного размера часто находят на территории штата Шан на востоке Мьянмы[6][7]. Орудия из гальки, в том числе односторонние рубила и другие орудия, изготовленные из окаменевшей древесины и туфа, обнаружены в плейстоценовых террасных отложениях в долине Иравади[6].

В целом эпоха неолита в Мьянме датируется периодом 7000 — 2000 гг. до н. э. Возможно, она связана с притоком нового населения. Неолитические жители Мьянмы оставили памятники в центральной части страны, в штатах Качин, Шан, Мон, Танинтхайи, а также вдоль берегов рек Чиндвин и Айеярвадди.

Эпоха неолита, когда впервые произошло одомашнивание животных и культивация растений, засвидетельствована в Мьянме тремя пещерами близ Таунггьи на краю плато Шан.[6] Они датируются периодом 11000 — 6000 гг. до н. э., то есть охватывают не только неолит, но и более ранние эпохи. Наиболее важной из них является пещера Пада-Лин, впервые заселённая ещё в эпоху верхнего палеолита.[8] Часть наскальных изображений, расположенных на уровне 3-4 метров от пола, отражает быт неолита: это нарисованные красной охрой две человеческих руки, рыба, быки, бизоны, олень, а также, вероятно, задняя часть слона.[9] Эти рисунки можно интерпретировать как то, что пещера использовалась для религиозно-ритуальных целей.[6]

Ещё одним примечательным археологическим памятником является территория Таунгтхаман близ реки Иравади. Здесь, в пределах стен города Амарапура, бывшего столицей страны в 18 веке, найдены следы поселения, заселённого с эпохи неолита и до раннего железного века, около середины 1 тыс. до н. э.[6]

Первыми исторически известными мигрантами на территорию Мьянмы были ракхайны (создатели Араканских царств на западе Мьянмы) и карены. Их приход привёл к культурной диффузии с аборигенами.[6]

К 1500 г. до н. э. относятся наиболее ранние свидетельства изделий из меди и бронзы, выращивания риса, одомашнивания кур и свиней в долине реки Иравади.[10] Находки бронзовых топоров на территории посёлка Швебо свидетельствуют, что бронзовый век в Мьянме начался около 1500 г. до н. э. параллельно с ранними этапами производства бронзы в Юго-Восточной Азии.[11] Бронзовый век продолжался с 1500 до 1000 г. до н. э. В этот период технология плавки и отливки меди и олова широко распространилась по торговым путям, проложенным ещё в неолите.[12]

В бронзовом веке начинается мелкая меновая торговля, а также возникает анимистический культ.

На территории Мьянмы культуры бронзового и железного века нередко накладывались друг на друга.[6] Примерно к 1500 г. до н. э. в долине реки Иравади возникло производство железа, однако железный век в Бирме начался позднее, около 1200 г. до н. э.

Экономика базировалась на сельском хозяйстве и добыче меди в нагорьях Шан, а также полудрагоценных камней и железа на плато у горы Попа и соли в регионе Халин. Эти материалы представлены в погребальных дарах наряду с привозными предметами из Китая.[5] Также погребальные дары включали декоративную керамику и предметы домашнего быта, такие, как миски и ложки.[6]

Около 500 г. до н. э. возникает большое количество густонаселённых небольших городов и крупных деревень в долинах Верхней Мьянмы. Их население занималось выращиванием риса.[5][10] Городская цивилизация в Мьянме сложилась намного позднее, ближе к началу н. э., вместе с развитием ирригационной системы и сооружением каналов.

Со 2 в. до н. э. и до основания Паганской династии в 11 в. н. э. население Мьянмы торговало с Индией и династиями Китая, в том числе Хань и Цинь. Общение с этими регионами принесло в Мьянму буддизм и чеканку монеты, которые позднее распространились в другие страны Юго-Восточной Азии.[6]

В 1 в. до н. э., в страну прибыли пью, заселив север страны.[14]

В VI веке н. э. моны начали проникать на территорию современной Нижней Мьянмы из монских царств Харибхунджая и Дваравати, располагавшихся на территории современного Таиланда. К середине IX века они основали как минимум два небольших царства (города-государства) с центрами в Пегу и Тхатоне.

  1. 1 2 Britannica, Amphipithecus
  2. ↑ John Whitfield, Lovers or fighters
  3. ↑ Göran Burenhult, pp.5
  4. ↑ Michael Petraglia, Tool tale
  5. 1 2 3 Bob Hudson, pp. 1
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Richard M. Cooler, 2003, NIU
  7. ↑ U Aung Thaw, pp 15
  8. ↑ U Aung Thaw, pp. 13
  9. ↑ U Aung Thaw, pp. 12
  10. 1 2 U Than Myint, pp.45
  11. ↑ Bob Hudson, pp. 2
  12. ↑ Bob Hudson, pp. 3
  13. ↑ Dr Than Tun, «The Story of Myanmar told in pictures»
  • John Whitfield. Lovers, Not Fighters? (неопр.). Scientific American (18 февраля 2008). Дата обращения 12 января 2011. Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Michael Petraglia. Tool tale: Man came to India from Africa 80,000 yrs ago — The Times of India (неопр.). India Times (22 сентября 2010). Дата обращения 12 января 2011. Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Richard M. Cooler. Prehistoric and Animist Periods (неопр.). Northern Illinois University (3 июня 2003). Дата обращения 11 января 2011. Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Thaw, U Aung (1969), The ‘neolithic‘ culture of the Padah-Lin Caves, Journal of Burma Research Society Т. 52 (1): 15, <http://www.lib.washington.edu/myanmar/pdfs/AT0001.pdf>  Архивная копия от 5 марта 2012 на Wayback Machine
  • Anyathian complex., Encyclopædia Britannica, 2011, <http://www.britannica.com/EBchecked/topic/29114/Anyathian-complex> 
  • Hudson, Bob (March 2005), A Pyu Homeland in the Samon Valley: a new theory of the origins of Myanmar’s early urban system, Myanmar Historical Commission Golden Jubilee International Conference, <http://acl.arts.usyd.edu.au/~hudson/Bh3005Jan.pdf>. Проверено 3 августа 2011.  Архивная копия от 26 ноября 2013 на Wayback Machine
  • Burenhult, Göran. Die ersten Menschen (неопр.). — Weltbild Verlag, 2000. — ISBN 3-8289-0741-5.
  • Myint-U, Thant (2006), The River of Lost Footsteps: Histories of Burma, New York: Farrar, Strauss and Giroux, ISBN 0-374-16342-1 
  • Maung Htin Aung. A History of Burma (неопр.). — New York and London: Cambridge University Press, 1967.
  • Victor B Lieberman. Strange Parallels: Southeast Asia in Global Context, c. 800–1830, volume 1, Integration on the Mainland (англ.). — Cambridge University Press, 2003. — P. 88—112. — ISBN 978-0-521-80496-7.
  • GE Harvey. History of Burma (неопр.). — London: Frank Cass & Co. Ltd., 1925. — С. 24—25.
  • Luce, G. H. Burma’s Debt to Pagan (неопр.). — Burma: Journal of the Burma Research Society, 1981. — С. 121 Vol. XXII.
  • Hall, D.G.E. Burma (неопр.). — 3rd edition. — Hutchinson University Library, 1960. — ISBN 978-1406735031.

История Мьянмы — это… Что такое История Мьянмы?

История Мьянмы (Бирмы) долгая и сложная. На этой территории проживало много различных народов, самый древний из которых — моны. В IX веке бирманцы мигрировали из юго-западного Китая в долину реки Иравади и через некоторое время стали составлять большинство населения.

Бирманская история тесно связана с историей соседних стран — Китая, Индии, Бангладеш, Лаоса и Таиланда.

Древнейший период

Мон

По археологическим данным человек населял эти районы более чем 11 000 лет назад, но первая цивилизация, которую смогли идентифицировать — была цивилизация монов. Предположительно, моны пришли в этот регион около 3000 до н. э., их первое королевство Суварнабхуми было основано около порта Татон в 300 до н. э.. Устная традиция говорит о контакте монов с буддизмом ещё в III веке до н. э., но совершенно определённо во II веке до н. э. к ним приходили послы и монахи от короля Ашоки. Много книг и летописей монов были уничтожены во время войн. Монская цивилизация сочетала в себе индийскую и буддийскую культуру. В середине IX века моны преобладали повсюду на юге Бирмы.

Пью

Пью прибыли в Бирму в I веке до н. э. и основали несколько королевств на торговых путях между Китаем и Индией. Китайские источники пишут, что пью контролировали 18 королевств, которые были мирными и гуманными. В королевствах пью преобладал буддизм Тхеравады. Пью никогда не объединялись в единую империю.

Королевство Паган

В 1044 году первый бирманский король Аноратха взошёл на трон в Пагане. В это время в Бирме господствовал индуизм и местами — буддизм Махаяны. Король Мануха монского государства Татон послал буддийского монаха (учения Тхеравады) к бирманскому королю. Миссия имела огромный успех. Уверовав, король Аноратха потребовал от короля Манухи священных реликвий и буддийских текстов. Король Мануха, сомневаясь в глубине убеждений своего бирманского коллеги, ответил отказом. Тогда Аноратха организовал неожиданный военный поход, разгромил Татон и унес в Паган все, что только мог — 32 полных собрания Трипитаки, все священные реликвии, а также увел всех монахов и взял в плен самого короля Мануху — всего 30000 пленников. Обретя таким образом новую религию, король Аноратха приступил к монументальному строительству многочисленных золотых пагод, храмов, ступ и монастырей. Паган превратился в мировой центр Тхеравады, туда стекались тысячи паломников. Король Мануха и многочисленные пленные превратились в потомственных храмовых рабов (которые до сих пор заняты уборкой и поддержанием храмов).

В ужасе перед монголами последний паганский царь стал разрушать храмы чтобы использовать строительные материалы для строительства укреплений. Началась паника и население разбежалось из города. Монголы заняли Паган практически без сопротивления.

Конбаун

В 1757 году монский король Тала захватил в плен бирманского короля Маха Дхаммаяза и его семью. Памятуя о многолетней вражде бирманцев и монцев, король Тала решил казнить шесть пленников, поместив их в бархатные мешки, чтобы королевская кровь не касалась земли. Весть о казни вызвала ужас по всей стране. Через месяц король государства Шуэбо Алаунпая разгромил Пегу, король Тала был убит, а вся Бирма — объединена.

В 1760 году король Алаунпая штурмовал сиамскую столицу Аютия. Он сам решил стрелять из пушки. Но пушка разорвалась и король, получив тяжелые ранения, скончался через пару дней. Его сын короля Синбьюшин, ставший королем, через 7 лет занял таиландскую столицу Аютия и учинил жестокий разгром, уничтожив все строения, храмы и пагоды. Бирманцам не удалось удержаться в Таиланде, и через семь месяцев Прая Так, объявивший себя королем в Тхонбури, нанес поражение бирманским войскам и вскоре объединил Таиланд.

Британская колонизация (1824—1941)

Англичане, комбинируя дипломатические интриги и военные операции, завладели сначала Монским и Араканским царствами, а потом — Нижней Бирмой. Король Миндон, которому осталось сравнительно небольшое отрезанное от моря королевство со столицей в Мандалае, оказался мудрым правителем и мог успешно противостоять британскому влиянию. Его сын, последний король Мандалая, слабовольный король Тибо, проявил себя как бестолковый и жестокий правитель. Подчиняясь суевериям, он издал ряд указов о человеческих жертвоприношениях для «укрепления» города Мандалай, чтобы избежать рекомендованного астрологами переноса столицы. Начались аресты, и в Мандалае наступила всеобщая паника. Жители бежали из города, а иностранные государства, и в первую очередь Британия, стали угрожать, опасаясь за жизнь своих подданных. В ответ на английский ультиматум аресты прекратились, но 100 арестованных удалось тайно замуровать заживо. Недипломатично пытаясь противостоять Британии, король Тибо подписал договор с Францией о строительстве железной дороги из Лаоса в Мандалай и организации совместного военного флота на Иравади. Англичане решили воспротивиться французскому влиянию в Бирме и, воспользовавшись внутренней нестабильностью, легко заняли Мандалай в 1885 году, восторженно встреченные населением.

Бирма под японским протекторатом (1942—1945)

«Бирманские пагоды» 1890

Во время Второй мировой войны японцы, пытаясь отрезать снабжение Китая, оккупировали Индокитай. Но в январе 1939 через Бирму открылся новый путь снабжения Китая из Рангуна в Чунцин через Мандалай, Лашо, Баошань и Куньмин, и в Китай направились десятки тысяч тонн боеприпасов. Японцы нашли поддержку среди националистических группировок, вторглись в Бирму и заняли Мандалай 2 мая 1942 года. Во время перестрелки дворец был сильно повреждён, и японцы превратили его в склад. В 1945 году англичане освободили Мандалай.

Японская оккупация была жестокой, и администрация не пользовалась поддержкой населения. Когда в 1945 была объявлена капитуляция Японии, высшие генералы поспешили покинуть Бирму, не позаботившись об эвакуации солдат. Лишённые управления и снабжения, японские солдаты группами и поодиночке уничтожались различными партизанскими отрядами.[источник не указан 414 дней]

Независимая Бирма

НейтральностьНейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Мьянма состоит из семи национальных областей (штатов) и семи провинций (административных округов). Штаты называются Мон, Карен, Кайя, Шан, Качин, Чин и Аракан. По факту, ни один из штатов не признаёт центрального правительства, и многие из них ведут гражданскую войну с момента основания независимой Бирмы в 1948 году. Впрочем, со всеми штатами достигнуты условные соглашения о прекращении огня.

Хотя правительственные войска контролируют все основные дороги, столицы всех штатов и все крупные города, вооружённые мятежники имеют свои армии, нередко — хорошо оснащённые, и правительственные войска не в силах справиться с многочисленными партизанами.

Руководитель национально-освободительного движения Аун Сан вместе со всем готовящимся правительством в период передачи англичанами власти был убит своими политическими противниками летом 1947 года, и передача власти была отложена. Уходя, англичане пообещали независимость государствам Карен, Шан и Кайя, заложив мину бесконечной гражданской войны. Ситуация усугублялась тем, что на севере Бирмы действовала армия Гоминьдана, изгнанная из Китая Мао Цзэдуном, и противостоящая ей армия Коммунистической Партии Бирмы, оснащавшейся в Китае и боровшейся против Гоминьдана, преимущественно за опиумные поля. На западе Бирму окружали неспокойные индийские штаты, в которых до сих пор ведётся гражданская война, и голодная Бангладеш с постоянными беженцами, а на востоке — лесные районы Таиланда, в которых действовали партизаны из Коммунистической Партии Таиланда.

Одолеть внутренние конфликты оказалось не под силу правительству У Ну; добыча нефти не достигала и половины довоенного уровня. В этих условиях (как писал советский политический комментатор С. А. Симакин) «единственной организованной силой, способной восстановить порядок и принять меры по защите единства, была армия и её высшее командование во главе с генералом Не Вином, которое в марте 1962 года взяло власть в свои руки, сформировало Революционный совет, учредило однопартийную систему, объявив о создании Партии бирманской социалистической программы, и выступило с программой „Бирманский путь к социализму“. В короткие сроки был сломан прежний государственный аппарат, проведена широкая национализация иностранной и местной частной собственности, а также всей внешней торговли, государственный сектор был объявлен основой социалистической экономики, а её движущей силой — „союз свободных от эксплуатации крестьян и других трудящихся масс“». В 1974 году Бирму переименовали в Социалистическую Республику Бирманский Союз.

Путь к социализму сопровождался голодом, исчезновением товаров из магазинов и карточной системой. Страна находилась в международной изоляции, Китаю было не до Бирмы из-за своей собственной культурной революции, а Советский Союз не включал Бирму в социалистический лагерь. Благодаря усилиям «прогрессивных сил», позиции мятежных союзных республик существенно окрепли, ибо на их территории существовала частная собственность и свободная торговля, и мятежные штаты богатели, перепродавая в Таиланд «народное добро», охотно привозимое жившими в нищете бирманцами.

Установление диктатуры

В 1987 году государственный секретарь Сейн Лвин объявил о деноминации банкнот в 25, 35 и 75 кьят, «выбросив» таким образом из обращения 80 % денег. (для сравнения см. Денежная реформа 1991 года в СССР). Акция породила серьёзные волнения. Студенты вышли на улицы Янгона громить машины и виллы правительственных чиновников, после чего были закрыты все университеты и колледжи (часть университетов так и не были открыты до сих пор). Студенты не успокаивались, проводились массовые аресты, а 18 марта 1988 войска подавили массовую студенческую демонстрацию в центре Янгона с огромным количеством жертв. Жестокие подавления демонстраций со многими жертвами продолжались все лето 1988. В сентябре власть в стране была передана комитету SLORC («Госсовет по восстановлению закона и порядка»), состоящему в основном из генералов, который и удерживает её до настоящего времени.

В 1989 году правительство объявило о замене многих географических названий колониальной эпохи. В частности, официальное название страны было изменено на Мьянму. Впрочем, Великобритания и ряд других государств отказались признавать изменения.

К маю 1989 года в стране были объявлены выборы, которые со значительным перевесом выиграла оппозиционная Демократическая Лига во главе с До Аун Сан Су Чжи, дочерью Аун Сана. SLORC не позволил Демократической Лиге взять власть в стране, сама До Аун Сан Су Чжи была взята под домашний арест.

В конце 1997 года Мьянма была принята в АСЕАН.

См. также: Восстание 8888

Современная Мьянма

Из-за военной диктатуры страна оказалась закрытой для запада. Централизация экономики с большой долей государственного регулирования и социализма привело к существенным изменениям. Вот некоторые характеристики современной Мьянмы.

  • Военная власть смогла ввести обязательное начальное образования для крестьянских детей при монастырях, обязанность учить детей грамоте вменена в качестве государственной повинности монахам. При некоторых монастырях создаются образовательные центры, где также преподают информатику, английский и физику.
  • Ежемесячно все деревни объезжают выездные военизированные госпитали, проводится вакцинация детей и осмотр и лечение пациентов.
  • В стране активизированы археологические изыскания и восстановление памятников национальной архитектуры, чего не было в прошлом. Правительство восстановило и отреставрировало пагоду Шведагон в Рангуне.
  • В стране стал развиваться туристский сектор, были организованы «годы Мьянмы» для привлечения туристов, которые однако бойкотировались мировым сообществом, отчего количество туристов оказывалось значительно меньше расчётного.
  • Генералитет поддерживает буддийские моральные нормы жёсткими средствами. В стране запрещена порно-индустрия и отсутствует развёрнутая сеть «секс-услуг». Бирма избежала эпидемии СПИДа. В стране низкий уровень пьянства и наркомании, которые оцениваются буддизмом как грех. Курят традиционно только женщины сигары национального производства. Потребление и продажа наркотиков до 2012 года наказывалось смертной казнью.
  • При этом ощущается изолированность страны. В стране слабо развит не только интернет, но и внутренняя телефонная сеть. По состоянию инфраструктуры и интернета Мьянма значительно уступает Лаосу, Таиланду, Индии, Камбодже. В стране, несмотря на наличие нефти и газа, плохо развита автомобильная сеть, во многих частях страны используются быки как транспортное средство.

В августе — сентябре 2007 г. в Янгоне вспыхнули массовые беспорядки, в ходе которых было убито около 100 человек. Беспорядки были спровоцированы мирным выступлением буддийских монахов, которое переросло в серию политические протестов против правящего строя[1].

В конце 2011 г. наметилась тенденция к улучшению отношений Мьянмы с западными странами. С 1 января 2012 были отменены визовые санкции Евросоюза в отношении руководства этой страны.

1 апреля 2012 года в Мьянме прошли свободные выборы в Парламент. Из 50 мест 43 получила демократическая оппозиция, а ещё два — местные коммунисты.

Примечания

Литература

Материалы по истории Бирмы существуют в основном на английском и немецком языках.

  • Bertil Lintner: Burma in Revolt — Opium and Insurgency since 1948 (1988) (ISBN 974-7100-78-9).
  • Roland Bless: Divide et impera? Britische Minderheitenpolitik in Burma 1917—1948 (1990) (ISBN 3-515-05654-8).
  • Alan Clemens: Der Weg der Freiheit. Aung San Suu Kyi — Friedensnobelpreisträgerin. Gespräche (1997).
  • Klemens Ludwig: Birma. Aktuelle Länderkunde (1997) (ISBN 3-406-39870-7).
  • Shelby Tucker: Among Insurgents — Walking through Burma (2000) (ISBN 0-00-712705-7).
  • Ma Thanegi: Pilgerreise in Myanmar (2002) (ISBN 3-293-20289-6).
  • Rolf Opalka: Burma im Griff der Militärjunta in Blockierte Demokratien in der Dritten Welt Hrsg: Gunter Schubert, Reiner Tetzlaff (1998) (ISBN 3-8100-2011-7).
  • Martin Smith: BURMA Insurgency And The Politics Of Ethicity (1991) (ISBN 0-86232-868-3).

Советская и российская историография:

  • Аун Сан. Бирма бросает вызов (статьи и речи)/ М.1965
  • Козлова М. Г. Бирма накануне английского завоевания / М. 1962
  • Козлова М. Г. Английское завоевание Бирмы / М.1972
  • Журавлева Л. Н. Партизанская борьба бирманского народа 1885-96 / Саратов, 1967
  • Васильев В. Ф. Очерки истории Бирмы 1885—1947 / М.1962
  • Васильев В. Ф. Бирма на новых рубежах / М.19
  • Шнайдер С. С. Бирма. Экономико-географический очерк / М, 1951
  • Бирманский союз / М.1958
  • Кауфман А. С. Рабочий класс и национально-освободительное движение в Бирме / М.1961
  • Из истории стран Юго-Восточной Азии / М.1968
  • Азовский И. П. Госсектор в экономике Бирмы (1948—1962)/ М.1965
  • Макарова С. М. Бирма: развитие капитализма в промышленности М.
  • Васильев И. В. Бирма: экономика и внешняя торговля / М. 1964
  • Климко Г. Н. Аграрные проблемы независимой Бирмы / М.1964
  • Не Вин. Бирма на новом пути / М.1965 (с декларацией «Бирманский путь к социализму»)
  • Планы-программы экономического развития стран Азии М.1966
  • Можейко И. 5.000 храмов на берегу Иравади / М.1967
  • Гаврилов Ю. Н. Борьба за независимость и прогрессивные преобразования в Бирме / М.1970
  • Кауфман А. С. Бирма: идеология и политика / М, 1971
  • Конституция Социалистической Республики Бирманский Союз / М.1976
  • Такин Чин Маун Заметки о политической жизни Бирмы. 1962—1971 / М 1976
  • Симония А. А. Внешнеэкономические связи Бирмы. 1962-76 / М.1979
  • Васильев А. Ф. Рабочий класс Бирмы / М.1979
  • Васильев В. Ф. Очерки истории Бирмы 1885—1947 / М.1982
  • Бирма / М. 1982
  • Симония А.А. Мьянма: переход к рыночной экономике (1988-2011). М. Институт востоковедения РАН 2012г. 224 с.
  • Васильев В. Ф. История Мьянмы/Бирмы ХХ-век. М.2010.

Ссылки

Государство Бирма — Википедия

Эта статья о Бирме в период 1943—1945 годов; Общую статью о Бирме см. Мьянма.

Государство Бирма — государство, образованное на оккупированной Японской империей территории Бирмы. Существовало с 1 августа 1943 по 27 марта 1945.

В начале Второй мировой войны Японская империя вторглась в Британскую Бирму, в основном с целью получения сырья (в том числе нефть с полей около Енанджауна, а кроме того минеральное сырьё и крупные поставки риса), а также для того чтобы перекрыть бирманскую дорогу, которая была основным путём поставки подкреплений и снаряжения Китайским Национальным силам Чан Кайши, которые сражались с Японией в ходе японо-китайской войны.

Японская 15-я армия под предводительством генерал-лейтенанта Ииды Сёдзиро быстро заняла Бирму в январе-мае 1942 года. Японцы также способствовали формированию Бирманской Армии Независимости (англ. Burma Independence Army, BIA), которая помогала Японии в этом вторжении. BIA сформировала временное правительство в некоторых областях страны весной 1942 года, однако у неё были разногласия с японским руководством по поводу будущего Бирмы. Несмотря на то, что полковник Судзуки Кэйдзи призывал BIA сформировать временное правительство, японское военное командование никогда формально не давало на это своего согласия, а японское правительство ограничивалось туманными обещаниями независимости после окончания войны. Однако 1 августа 1942 года в Рангуне была сформирована Бирманская Исполнительная Администрация (англ. Burmese Executive Administration) с целью создания гражданской администрации для работы над повседневными административными вопросами, подчинённой Японскому военному командованию. Главой временной администрации был доктор Ба Мо, известный адвокат и политический заключенный в британские времена.

В составе Великой восточноазиатской сферы взаимного процветания[править | править код]

Так как военная ситуация постепенно складывалась не в пользу Японии, японское правительство решило, что Бирма и Филиппины должны стать полностью независимыми странами в рамках Великой восточноазиатской сферы взаимного процветания взамен исходного плана, согласно которому независимость должна была быть предоставлена только после завершения войны. Премьер-министр Японии Хидэки Тодзио пообещал, что независимость Бирме будет предоставлена в течение года с 28 января 1943 года при условии, что Бирма объявит войну Великобритании и США. Японское правительство чувствовало, что это действительно заинтересует Бирму в победе нацистского блока в войне, создавая противодействие возможной повторной колонизации западными державами и увеличивая военную и экономическую поддержку Бирмой японских военных усилий.

8 мая 1943 года был сформирован комитет подготовки независимости Бирмы (англ. Burma Independence Preparatory Committee) во главе с Ба Мо. 1 августа 1943 года Бирма объявила о создании независимого Государства Бирма, и японское военное правительство Бирмы было официально распущено. Новое государство быстро объявило войну Великобритании и США и заключило союзный договор с Японией. Ба Мо стал «Naingandaw Adipadi» (главой государства) Бирмы с широкой властью, согласно новой конституции.

Правительство Государства Бирма[править | править код]

Памятная марка в честь создания государства Бирма (1943)

Первый кабинет министров Государства Бирма состоял из:

  • доктор Ба Мо, премьер-министр (в дополнение к посту главы государства)
  • Такин Мья, заместитель премьер-министра
  • Ба Вин, министр внутренних дел
  • Такин Ну, министр иностранных дел
  • Dr. Thein Maung, министр финансов (после того, как он был назначен послом Бирмы в Японии, его заменил У Сет)
  • Аун Сан, министр обороны
  • Thein Maung, министр юстиции
  • Hla Min, министр образования и здоровья
  • Такин Тан Тун, министр сельского хозяйства (позже стал министром транспорта)
  • У Мья, министр торговли и промышленности
  • Thakin Lay Maung, министр коммуникаций и ирригации
  • Bandoola U Sein, министр благосостояния и гласности
  • Тун Аун, министр взаимодействия с Японией
  • Такин Лун Ба, министр восстановления общественных сооружений

25 сентября 1943 года Япония, как и обещала, передала Бирме все государства Шан кроме Kengtung и Mongpan, которые к тому моменту уже отдали Таиланду. Ба Мо посетил конференцию Великой Восточной Азии, которая проходила 5-6 ноября 1943 года в Токио.

Хотя Бирма теперь и стала формально независимой, её возможности проявлять свой суверенитет были в значительной степени ограничены военными договорами с Японией и значительным присутствием императорской армии Японии, которая продолжала действовать самовольно, несмотря на то, что Япония уже официально не имела контроля над Бирмой.

В течение 1943 и 1944 годов Национальная армия Бирмы установила контакты с другими политическими группами в Бирме, включая коммунистическую партию Бирмы, которая действовала подпольно. В конце концов была сформирована организация народного фронта под названием Антифашистская организация (англ. Anti-Fascist Organisation, AFO) с Thakin Soe во главе. С помощью коммунистов и спонсируемой Японией армии обороны Аракана (англ. Arakan Defence Army) бирманцы наконец смогли установить контакт с Force 136 — отделением британской разведки в Индии. Первые контакты всегда были непрямыми. Force 136 также могла связываться с членами каренской части национальной армии Бирмы в Рангуне.

В декабре 1944 года национальная армия Бирмы (BNA) установила контакт с антигитлеровской коалицией, указывая на свою готовность перейти на её сторону, начав национальное восстание, которое включало бы силы BNA. Однако Британия, имевшая значительные резервы для снабжения BNA, выступала против этого, считая, что момент выбран неудачно. Первое возглавленное BNA восстание против Японии произошло в начале 1945 года в центральной Бирме.

27 марта 1945 года остатки BNA организовали парад в Рангуне и отправились якобы на помощь японской армии в битвах, бушевавших в Центральной Бирме против вторгающихся сил союзников. Вместо этого 27 марта BNA открыто объявила войну Японии. Аун Сан и впоследствии другие начали переговоры с Луисом Маунтбеттеном, официально присоединились к антигитлеровской коалиции как Патриотические Бирманские Силы (англ. Patriotic Burmese Forces, PBF). Без поддержки BNA правительство Государства Бирма быстро пало, и Ба Мо сбежал через Таиланд в Японию, где в том же году был схвачен и содержался в тюрьме Сугамо в Токио до 1946 года.

  • Louis Allen. Burma: the Longest War 1941-45 (неопр.). — J. M. Dent and Sons, 1986.
  • Joyce C. Lebra. Japan’s Greater East Asia Co-Prosperity Sphere in World War II: Selected Readings and Documents (англ.). — Oxford University Press, 1975.
  • Ralph Smith. Changing Visions of East Asia, 1943-93: Transformations and Continuities (англ.). — Routledge, 1975.
  • Kady J. (1958) History of Modern Burma.

История Бирмы — Бирма в древности Бирма сейчас

Что мы действительно знаем о истории Бирмы? Какие сведения о Бирме в древности могут поведать нам о ее настоящем и даже о ее будущем? Мьянма ведь не пришла ниоткуда, чтобы найти себя на пути к забвению. У нее легендарное прошлое. Древняя Бирма и в давнее, и в более близкое нам время страна, страна с богатым и героическим прошлым, покрытая шрамами былых сражений, в которых сформировался ее национальный характер. Сегодня она строит свое будущее, которое, несомненно, сможет конкурировать с ее прошлым.

Самая древняя Бирма – моны, пью и бирманцы

 

Известно, что на территории сегодняшней Бирмы люди жили уже много тысячелетий назад. Они обрабатывали землю, растили рис, ловили рыбу, охотились. Но это темное малоизвестное время бирманской истории. Посветлело к началу нашей эры. Тогда на юге, по берегам океана и по долинам рек жили моны – народность, родственная кхмерам. У них были небольшие города, не объединенные центральной властью. Жили скромненько, без особого достатка, чуть-чуть торговали, но контактов с остальным миром было негусто, поэтому и известно о них тоже не очень много.

Зато о народности пью, пришедшей из Индии чуть-чуть попозже монов на земли будущей Бирмы, известно гораздо больше. Обосновались они в среднем течении реки Иравади и создали солидных размеров централизованное единое государство. Мирное, богатое, со множеством монастырей и храмов, украшенных золотом и серебром, с огромным количеством золотых ступ, с домами, из обожженного и оштукатуренного кирпича, крытыми свинцом и оловом.

Пью были буддисты Тхеравада. Иностранные послы сообщали о богатстве страны, о том, что здесь любят все живое и ценят мирное сосуществование, что здесь отсутствуют цепи, кандалы и тюрьмы. Но, видно, и здесь, как и в Датском королевстве, не все было ладно. Просуществовал этот рай на земле до 9 века когда внутренние распри и внешние враги – народность таи- не подвели черту под его существованием.

Вот тут-то и появляются бирманцы, давшие название стране. Напоследок о пью: как народ, они просуществовали аж до 13 века, а затем тихо растворились среди массы бирманцев. Таи отошли на север, а бирманцы, хорошенько обосновавшись на освободившихся территориях и многому научившись как у пью, так и у монов, к середине 11 столетия создали свое государство с центром в Багане.

И из этих народностей и формируются 3 этнические группы: на юге – моны, на востоке – шаны или таи, и в центре – бирманцы.

Бирма в древности, но уже не в такой седой

 

Середина 11 века – новый этап в истории страны, когда появляется письменная история. Время, когда Бирма становится нацией. Время объединения страны. В течении столетия наблюдается подъем религиозной активности людей – буддистов Тхеравада, который инициирует строительство в окрестностях столицы более 10000 святынь: пагод, храмов и монастырей.

Баган сегодня – бесконечное море ступ и храмов на обширной равнине – является крупнейшим местом археологических раскопок во всей Азии. Пик его могущества пришелся на двенадцатый век, тогда лишь один Ангкор из соседнего кхмерского государства мог соперничать с ним. А теперь это руины неподалеку от Мандалая.

Империя просуществовала до 13 века, пока в нее не вторглись монголы, которых возглавлял внук Чингисхана, знаменитый хан Хубилай. Захватчики разрушили столицу и развалили саму империю на куски. Период монгольского ига в Бирме был коротким, потому что отдаленность страны, ее география и тропический климат оказались слишком большим испытанием для победителей.

Образовавшиеся осколки государства, соперничая, враждуя и воюя между собой, просуществовали до 15 века, когда в истории Бирмы была сделана еще одна, но неудачная, попытка возродить империю. Третья попытка создания единого королевства приходится на 18 век. Столица его получила название Янгон – “конец войне”.

Но мир так и не наступил. В начале 19 века в непрекращающихся междоусобицах с соседними государствами, в незатихающих сварах даже внутри семьи короля как-то неожиданно началась англо-бирманская война.

Бирманцы сражались отчаянно и небезуспешно, командовавший бирманской армией генерал Маха Бандула был серьезным противником англичанам. Но и эту кампанию, и две последующие две войны с Англией Бирма все-таки проиграла. А тут еще суеверный, бестолковый и жестокий бирманский король Тибо в своих указах повелел приносить человеческие жертвы.

И в результате 1 января 1886 г. Бирма потеряла независимость и вошла в состав Британской империи.

Британское правление

 

Владычество Британии над Бирмой продлилось до Второй Мировой войны. Эти годы британского правления были и благословением и проклятием для народа этой страны.

Колониальная эпоха произвела большие изменения в инфраструктуре и демографии Мьянмы. Страну поделили на Верхнюю и Нижнюю Бирму. Был создан свод законов, основанный на английском праве, созданы государственные службы с британскими чиновниками или индусами на всех ведущих постах. Англичане построили железные дороги и порты, и многие британские компании обогатились на торговле тика и риса. Открытие Суэцкого канала дало новые рынки сбыта бирманскому рису, а это сообщило толчок хозяйственному развитию страны, сделав ее ведущим экспортером риса. Увеличивалась внешняя торговля. В связи с этим в стране появилось множество рабочих-мигрантов из Индии и китайских предпринимателей, а вопросы миграции, конечно, тоже курировались колониальными властями.

Но все богатство шло мимо бирманцев в руки европейцев, частично доставалось индусам и китайцам. Крестьянство же разорялось, теряло землю и не находило работы. В стране нарастало недовольство всего населения Бирмы своим положением как в обществе, так и существующим уровнем жизни.

Британцы, следуя испытанному временем принципу – разделяй и властвуй, вносили рознь в отношения между многочисленными этническими меньшинствами, создавая для некоторых более благоприятные условия. В тридцатые годы двадцатого века мощной волной нарастает движение за национальную независимость.

И тут на политической арене возникает новый борец за освобождение – молодой студент-юрист по имени Аун Сан, будущий генерал, будущий отец своей в будущем несгибаемой и легендарной дочери Аун Сан Су Чжи. в 1938 он невероятно популярен в качестве лидера радикальной партии Добама Асиайон.

Бирма, Япония и серебряные ложки генерала Аун Сана

 

Перед Второй мировой войной Аун Сан начал сотрудничать с японцами. В 1940 году он сбежал в Китай, чтобы установить связи с Мао Дзе Дуном, но его перехватили японцы, предложив сотрудничество. В 1941 году он и его товарищи воюют на стороне японцев, которые вторглись в Бирму. Так, сотрудничая с японцами и расчищая им дорогу, Аун Сан встает во главе новосозданной Армии независимости Бирмы.

Японские колонизаторы мало чем отличаются от прочих захватчиков, а их репрессивные меры в разы превосходят английские. Но все-таки Япония в 1943 году предоставляет Бирме формальную независимость.

А когда стало понятно, что японцы проигрывают войну, генерал быстро проявляет – м-м-м – политическую гибкость, и разворачивается на 180 градусов. Теперь он уже на стороне американцев и англичан и воюет против японцев. Ради независимости родины, безусловно. Однако, как в том анекдоте: ложечки нашлись, но неприятный осадок остался.

Япония сдалась в августе 1945 года. В страну вернулись англичане, которым очень хотелось придержать Бирму под своей властью. Но они не смогли восстановить прежние колониальные порядки, нормализовать положение в стране и вынуждены были уйти. И вот 4 января 1948 года прошла официальная церемония провозглашения независимости Бирманского Союза. Так Мьянма стала независимой.

Независимая Бирма и британские скелеты в шкафу

 

Но еще до этого, в июле 1947 года Аун Сан и несколько его сподвижников были убиты. Проблем, в обретшей независимость стране, было много. Уходя, англичане заложили настоящую бомбу, пообещав различным регионам Бирмы независимость.

Многие нацменьшинства – на территориях Шан, Карен, Кайя, Мон, Аракан, Чин, Качин – страстно жаждали отделиться. И не только жаждали, но предпринимали для этого разные действия вплоть до вооруженного сопротивления. Этническое меньшинство Карен почти 60 лет на воевало против бирманского правительства.

Все эти этнические повстанцы будут много лет ввергать страну в разруху и хаос. Причем в эту войну гармонично вплетутся мотивы контроля и сбыта наркотиков.

О диктатуре и о слове, которое, не дано предугадать, как отзовется

 

В марте 1962 года армия берет власть в стране. Перед Бирмой открывается путь в светлое будущее – в социализм! В результате следования по этому пути страна оказывается в ужасной нищете, голоде и всеобщем дефиците. И, дополнительно, в международной изоляции.

В 1988 ситуация в Бирме становится абсолютно неконтролируемой, идут уличные демонстрации, вооруженные стычки… К власти приходит военная хунта и все затихает. В это время в стране действует оппозиция – «Национальная лига за демократию», возглавляет которую дочь генерала Аун Сана – Аун Сан Су Чжи .

В 1990 году проходят всеобщие выборы в парламент. Саму Аун Сан Су Чжи участвовать в них не допускают. Препятствие – положение в конституции, по которому баллотироваться на государственные посты могут только те граждане, у которые их супруги и дети не являются подданными/гражданами иностранного государства. А, как нарочно, у Аун Сан Су Чжи муж подданный Великобритании, оба ее сына – тоже. Да и сама она последние 16 лет жила в Англии и вернулась в Бирму только в в 1988 году. Кстати, этот разумный пункт был включен в конституцию страны по предложению именно ее дальновидного папы.

На выборах партия Аун Сан Су Чжи одерживает блистательную победу. Но результаты выборов хунта аннулирует, власть не отдает, а саму главу партии держит под арестом, правда не в тюрьме, а дома, на комфортной вилле. За свою деятельность и за гражданское мужество в 1991 году доо Су Чжи получает Нобелевскую премию мира.

Она продолжит находиться под домашним еще 20 лет и станет настолько популярной, что ее изображения не будет разве что на утюге..

Бирма сейчас

 

История Бирмы продолжается… После пятидесяти лет военного правления, которое изолировало страну на международном уровне и мешало ее экономическому и социальному развитию, наконец, в 2011 году к власти пришло гражданское правительство.

Несмотря на многие проводимые либеральные реформы, Мьянме предстоит еще долгий путь к демократическому обществу. В стране все еще имеют место нарушения прав человека. Хотя большинство политзаключенных вышли из тюрем, но за решеткой остаются еще политические узники.

Смягчены ограничения на деятельность СМИ. Аун Сан Су Чжи и ее партии было позволено участвовать в политическом процессе.

Сохраняется напряженность между правительством и повстанческими этнических группами в некоторых приграничных районах. Пока действуют перемирия, но проблема не исчезла.

В экономике все еще пока сохраняется стагнация, но предпринимаются шаги, которые должны будут обеспечить стране процветание. Создаются особые экономические зоны около морских портов, развивается туризм, строятся отели, подготавливаются исторические достопримечательности к наплыву иностранцев.

Бирма сейчас чувствует реальную возможность вернуть свое былое величие.

Древняя Бирма, страна богатой и непростой истории, Бирма, ставшая сейчас Мьянмой, мы говорим тебе: “Мангалаба! Здравствуй и процветай!”

Рубрика: Бирма

Мьянма — кратко вся история


Первые государственный образования

Заселение территории, где сегодня располагается государства Мьянма, произошло примерно в 3 тыс. до н. э. Пришедшими на эти земли племенами были освоены долины рек и побережье. Именно здесь зародились основы сельскохозяйственной деятельности человека. Плодородие почв поддерживалось муссонными дождями и паводками. Основу сельскохозяйственного производство составляло возделывание риса.

Основная часть переселенцев шла с Юго-Запада Китая и состояла из тибето-бирманских племен. Переход к образованию государства на этих территориях произошел значительно позже, чем в Китае или Индии. Историки спорят о причинах более позднего перехода. Возможно, это было связано с малочисленностью населения в течение длительного периода. Особенности общинной организации препятствовали процессам объединения.

Лишь разгром государства Ба и Шу в 316 г до н. э. царством Цинь стал причиной активной миграции тибето-бирманских племен на территорию современной Мьянмы. Среди них было племя пью, осевшее в центральной части территории.

К началу новой эры уже существовало несколько государственных образований. В среднем течении реки Иравади — государство племени пью Шрикшетра, на юго-западе — государство араканцев, на побережье — города-государства племени монов Татон, Тайккала, Пегу.

Государство Шрикшетра

Самым крупным из первых государств было Шрикшетра. Оно просуществовало с IV по вв. н.э. Пью активно использовали искусственный полив. Для этих целей была сооружена сеть ирригационных сооружений. Основными сельскохозяйственными культурами были рис, овощи, соя, просо и сахарный тростник.

Также в государстве пью насчитывалось много крупных городов овальной формы. Были широко развиты ремесла, обработка металлов.

На принципы государственного устройства, общественные отношения, верования оказывала сильное влияние индийская культура и религия. Цари и представители знати часто имели индийские имена. Были распространены брахманизм и буддизм.

У государства Шрикшетра были налажены торговые и политические связи с Индией и Китаем.

Татон, Тайккала, Пегу

Вторым крупным центром государственности было государственное образование монов. Оно представляло собой союз нескольких городов-государств, расположенных на морском побережье. Крупнейшими центрами были Татон, Тайккала, Пегу.

Основу хозяйственной деятельности составляла морская торговля. Если в государстве пью казна пополнялась за счет налогов с крестьян, то в государстве монов налогообложению подлежали торговцы, купцы. Доход также приносило пиратство. Совсем небольшая часть прибыли шла с немногочисленных земельных наделов. Государство монов занималось активной торговлей через Индийский океан.

На государственный уклад и взаимоотношения в обществе также оказывала большое влияние индийская культура и религия. К XI вв. самым крупных государственным центром становится город Пегу.

Со временем сложились все предпосылки, чтобы два крупнейших центра на территории современной Мьянмы объединились в один. Этому способствовало появление на этой территории в в. племен мьянма.

Паганское царство

Новые племена довольно успешно продвинулись вглубь территории и смогли основать собственное государство. Его центром становится город Паган, основанный в 1044 году. На престол Паганского царства восходит царь Аноратха.

Владыка царства монов из города Татон решает просветить нового царя соседнего государства и посылает к нему буддийского монаха. Царь Аноратха принимает новую веру. Но он решает сделать Пегу центром буддистской религии, поэтому просит царя Манухи передать ему все буддийские священные тексты и реликвии. Но Манухи отвергает его предложение. Тогда Паганское царство объявляет войну царству монов. Царю Аноратха удается одержать сокрушительную победу над противником. Он смог забрать в Пегу все реликвии и ценности, хранившиеся в Татоне. Также в Пегу были угнаны все буддийские монахи и сам царь Манухи. Он и его потомки были обращены в вечных храмовых рабов.

С этого момента в Паганском царстве начинается расцвет культуры. Строятся новые храмы, появляется и распространяется письменность, процветают искусства.

Период междоусобицы

В XIII в. Паганское царство было завоевано монголами. Царь был настолько напуган приближением непобедимых орд кочевников, что приказал разрушать храмы и монастыри, чтобы строить укрепленные крепости. Но они не смогли защитить их от завоевания монголами. Многие жители в панике бежали из городов или по собственной воле сдавали города неприятелю.

Завоеванные ранее территории обрели самостоятельность и начали борьбу за власть на территории Бирмы. В течение нескольких веков активную борьбу между собой вели моны, бирманцы и пришедшие шаны. Все они имели цель объединить земли и создать единое государство под своим началом. К Концу XVIII в бирманцам удалось одержать победу и объединить земли в одно государство.

Колониальный период

В XIX в. начинается колонизации Бирмы Британской империей. В результате трех англо-бирманских войн страна окончательно лишается независимости. Бирма была провозглашена одной их индийских провинций Британской империи. Начинается развитие капитализма. На этой территории стремительно растет влияние английских, индийских и китайских торговцев. Колониальный период продлился с 1886 по 1937 годы.

Борьба за независимость

В конце XIX в. начинает набирать популярность националистическое движение, которое выступало за религиозную и культурную независимость.

Первая мировая война также негативно сказалась и на этом регионе. После окончания войны начался глобальных экономический кризис, который отразился и на уровне жизни простого населения Бирмы. В 1930 году вспыхивает крупное крестьянское восстание. Его возглавил Сая Сан. Позже к крестьянским волнениям подключаются рабочие нефтедобывающей отрасли. Студенты создают Всебирманскую Лигу, ее возглавляет Аун Сан. В 1939 году создается коммунистическая партия. Также набирают силу националистические движения. Представители националистов призывали к объединению с Японией.

Во время Второй мировой войны японские войска разбивают британцев и оккупируют территорию Бирмы. Против оккупантов поднимаются местные жители. Национально-освободительные силы начинают активное сопротивление и образуют антифашистский союз. В 1945 году бирманцы поднимают всеобщее восстание против японцев. Бирманская армия выступает единым фронтом с англичанами. Вместе они одерживают победу.

После окончания войны Британия возвращается к прежним колониальным порядкам. Но население проводит глобальную забастовку. Британии приходится пойти на переговоры и Бирма становится независимым государством в 1947 году. Этому не смогло помешать даже убийство Аун Сана.

Политическая борьба в послевоенный период

Но послевоенные годы для Бирмы не были спокойными. Разгорается борьба внутри страны между различными политическими течениями. Противоречия не смогла разрешить гражданская война 1948-50 гг.

В 1962 году происходит военный переворот. Во главе страны становится Не Вин. Он объявляет о переходе страны на социалистический путь развития. Промышленность, торговля и банки были национализированы. Но положение в стране оставалось тяжелым.

В 1988 году начинаются массовые демонстрации, которые жестоко разгонялись правительством. Все это заканчивается новым военным переворотом. Ставшая во главе страны военная верхушка остается у власти по сей день. В 1989 году произошла смена названия государства с Бирмы на Мьянму. Эти изменения отказались признавать Великобритания и многие страны Запада.

В последние годы положение в стране постепенно меняется. На прошедших в 2012 году парламентских выборах большинство мест получили представители демократических сил.


Конбаун — Википедия

Конбаун (бирм. ကုန်းဘောင်ခေတ်) — династия бирманских царей, правивших с 1752 по 1885 в Бирманском царстве.

Столица царства несколько раз перемещалась. Каждый раз при перемещении столицы город полностью переносили, используя слонов.

Начало династии[править | править код]

В 1752 году бирманская империя Таунгу окончательно пала под ударами монского государства Возрождённое Хантавади. Последний правитель Бирмы был увезён в монскую столицу Пегу, а верхний эшелон бирманской элиты подчинился монскому правителю.

Однако вскоре бирманский народ поднялся на борьбу с монской властью. Правитель округа Моксобо Маун Аун Зея собрал население подвластных ему 46 деревень в построенное в Моксобо укрепление, сжёг окрестные поселения, засыпал колодцы и ручьи, вырубил деревья и уничтожил все посадки в радиусе десяти километров, превратив окрестности Моксобо в пустыню, где вражеская армия не могла найти приюта и пропитания. Аун Зея отбил атаки монов на Моксобо, после чего к нему стали стекаться крестьяне, ремесленники, солдаты и бывшие чиновники со всей страны. В 1753 году Аун Зея провозгласил себя правителем Бирмы и принял тронное имя Алаунпхая, а Моксобо, переименованный в Шуэбо, сделал новой столицей. Затем Алаунпхая нанёс поражение монскому наместнику Талабану под Шуэбо и разгромил шанов, лишив монов союзника в центральной Бирме.

В конце 1753 года Алаунпхая взял Аву, а в 1754 году двинулся на юг, предварительно поставив под свой контроль шанские районы к северу от Авы и пополнив войска шанскими отрядами. В феврале 1755 года он полностью освободил территорию, населённую бирманцами, а в 1757 году захватил и разрушил столицу монов Пегу, завершив тем самым борьбу за объединение Бирмы. В 1759 году он подавил восстание монов в дельте Иравади, и совершил победоносный поход в Манипур, поставив это княжество в вассальную зависимость от Бирмы.

В ноябре 1759 году бирманские войска высадились на острове Негрэ, за шесть лет до этого захваченном англичанами, перебили английский гарнизон и вернули остров Бирме. Британская Ост-Индская компания была вынуждена ликвидировать также факторию в Бассейне и на долгие годы прервать официальные отношения с Бирмой.

В 1760 году Алаунпхая предпринял завоевательный поход в Сиам. Однако во время осады столицы страны Аютии был ранен (или заболел), начал отступление и скончался на обратном пути.

Наудонджи[править | править код]

Сын Анаунпайи Наудонджи упрочил положение центральной власти в объединённой Бирме, подавив многочисленные мятежи.

Синбьюшин[править | править код]

Другой сын Анаунпайи — Синбьюшин, завладевший престолом в 1763 году — в 1767 году покорил Сиам. От окончательного разгрома Сиам спасли начавшиеся бирмано-китайские войны. Синбьюшин был вынужден отозвать войска из Сиама для защиты Бирмы, чем воспользовался сиамский полководец Пья Таксин, который поднял народ на борьбу за независимость и освободил от бирманцев центральную часть Сиама.

После заключения мира с Цинским Китаем и подавления в 1773 году с необычайной жестокостью нового восстания монов, Синбьюшин в 1775 году снова двинул свои армии против Сиама. Сведения о тяжёлом положении армии, находящейся в Сиаме, побудили монов в южной Бирме вновь выступить против власти бирманцев. После жестокого подавления восстания тысячи монов бежали в Сиам и присоединились к борьбе сиамцев против Бирмы.

Сингу[править | править код]

После смерти Синбьюшина в 1776 году на трон был возведён его миролюбивый сын Сингу. Новый правитель отозвал войска из Сиама и погрузился в дворцовые и религиозные заботы. Это привело к усилению оппозиции, намеревавшейся посадить на престол своего ставленника и снова начать завоевательные походы, приносящие военную добычу. Сингу был свергнут в результате дворцового переворота.

Бодопайя[править | править код]

Бодопайя — ещё один сын Анаунпайи — начал новые походы в Сиам, в 1785 году присоединил к Бирме Аракан и укрепил бирманский контроль над шанскими княжествами. Но войны против Сиама закончились поражением Бирмы, которая в конце XVIII века утратила и сюзеренитет над лаосскими районами, признавшими власть нового короля Сиама Рамы I.

После завоевания Аракана многие араканцы, спасаясь от ассимиляторской политики бирманских властей, бежали на малонаселённую территорию пограничных районов Бенгалии, во владения Ост-Индской компании, где с согласия британских властей расселялись в дистриктах Читтагонг и Дакка. Беженцы стали использовать британскую территорию как базу для вторжений и грабительских набегов на Аракан, поднимая его население на восстания против власти бирманцев. Бирма настойчиво требовала от британских властей в Калькутте выдаче главарей мятежа за преступления, совершаемые ими во время рейдов на бирманскую территорию. Эту заинтересованность бирманского государства в решении араканского вопроса британская сторона стала использовать как фактор давления.

К бирманскому двору от генерал-губернатора Британской Индии было направлено несколько посольств. Результатом работы миссии Майкла Саймса в 1795 году стало соглашение о принятии в Рангуне британского резидента для наблюдения за британской торговлей, однако урегулировать араканский вопрос, выросший в настоящую пограничную проблему во взаимоотношениях Великобритании и Бирмы, не удалось.

В 1798 году один из влиятельных араканских феодалов — Нга Тан Де — бежал в Бенгалию с многочисленными приверженцами, и оттуда начал совершать набеги на Аракан. Бирманские войска под командованием Маха Бандулы подошли к пограничной полосе, угрожая перейти на территорию Бенгалии и пленить Нга Тан Де там. В 1802 году Майкл Саймс был снова направлен в Бирму и сумел ненадолго уменьшить напряжённость в англо-бирманских отношениях. Однако в 1811 году Чинбьян — сын Нга Тан Де — собрал на британской территории значительное войско, перешёл границу и штурмом захватил араканскую столицу Мьяу-У. Провозгласив себя независимым правителем, он обратился за помощью к англичанам. Бирманские войска сумели выбить Чинбьяна из Аракана, но вплоть до своей смерти в 1815 году он боролся против властей Бирмы, с помощью англичан совершая регулярные рейды на её территорию.

В 1817 году Бодопайя вмешался в междоусобицы в Ахомском государстве в Ассаме. Бирманская армия вторглась в это княжество, и в 1821 году полководец Маха Бандула возвёл на ассамский престол бирманского ставленника.

Баджидо[править | править код]

Баджидо взошёл на престол в 1819 году. В том же году бирманцы, обвинив раджу Манипура в том, что он не присутствовал на коронации Баджидо, свергли его и возвели на трон княжества Манипур нового раджу. В 1824 году бирманская армия вторглась в княжество Качар, где обосновался свергнутый раджа Манипура. В Качар двинулся и британский отряд под предлогом защиты его раджи от манипурцев. Раджа Качара и князь соседней Джайнтии (также оккупированной бирманцами) признали себя вассалами Британской Ост-Индской компании. В марте 1824 году началась первая англо-бирманская война.

Бирманский двор, ослеплённый превращением Бирмы в сильнейшее государство Индокитая, которое с успехом противостояло Китаю, побеждало Сиам, покоряло шанские и индийские княжества, не сумел предвидеть истинных масштабов грядущей опасности. Терпя поражения на двух фронтах, В конце 1825 года Баджидо был вынужден начать мирные переговоры. Заключённый в итоге Яндабоский договор положил начало превращению Бирмы в британскую колонию.

11000 европейцев и индийских солдат под начальством генерал-майора Арчибальда Кэмпбеля (Campbell) поплыли вверх по Иравади и взяли 11 мая 1824 гавань Рангун и вскоре за тем целый ряд других населенных мест; но сухопутные силы, которые должны были двинуться вперед из Ассама, терпели неоднократные поражения от Маха-Бандулы, храброго предводителя бирманцев.

Разорённая войной страна была вынуждена выплачивать огромную контрибуцию. Выплата её первой половины в размере 5 миллионов рупий привела к взрыву массового недовольства населения, неспособного вынести увеличения налогового бремени, а в ближайшие годы было необходимо собрать деньги на вторую половину контрибуции. Конфликты Великобритании и Бирмы по вопросу о сроках выплаты контрибуции и по пограничным проблемам северо-запада страны вызывали недовольство английских властей, которые к концу 1820-х годов решили назначить своего официального представителя при бирманском дворе в Аве.

В условиях всевозрастающей экспансии Великобритании большая часть правящего слоя Бирмы во главе с правителем Баджидо находились в растерянности; многие верили в случайность поражения Бирмы в войне, прислушивались к различным пророчествам о скором возрождении страны, наивно полагали, что англичане сами вернут ей Тенассерим и уничтожат резидентство. Другая часть столичной бюрократии и крупных чиновников (во главе с Май Ну — женой Баджидо — и её родственниками) считала, что наилучшим способом для разрешения сложной ситуации является изгнание английского резидента и изоляция Бирмы от внешнего мира. Наиболее дальновидные бирманские сановники группировались вокруг принца Таравади; они хотели знать о положении в мире, интересовались достижениями европейской науки, понимали необходимость перемен в стране.

Начавшиеся ограниченные реформы вызвали обострение противоречий в правящем классе, вылившиеся в открытый конфликт в 1837 году. Минтаджи (брат Май Ну), ссудивший государству большую часть денег для выплат по контрибуции и фактически возглавивший ренентский совет при больном Баджидо, попытался захватить власть в стране, однако крестьянское население Бирмы и часть армии поддержала принца Таравади. 9 апреля 1837 года он объявил о низложении Баджидо.

Таравади[править | править код]

В правление Таравади были значительно расширены мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Армия была перевооружена европейским оружием, её стали обучать европейские инструкторы, укреплялся Рангун. Сразу при вступлении на престол Таравади объявил о непризнании Яндабоского договора и британской аннексии провинций Аракан и Тенассерим. Он практически сумел дезавуировать деятельность британского резидента Г.Бёрни, который в 1840 году был отозван, из-за чего прервались дипломатические отношения сторон.

Паган Мин[править | править код]

В 1846 году правителем Бирмы стал Паган Мин, при котором в 1851-1852 годах произошла вторая англо-бирманская война. 20 декабря 1852 года была подписана декларация об аннексии Южной Бирмы и её присоединении к английским владениям в Индии.

Миндон[править | править код]

Пришедший к власти в феврале 1853 года Миндон, сторонник скорейшего окончания войны, не признавал аннексии половины страны, и англичанам пришлось согласиться не на договор, а лишь на молчаливое признание обеими сторонами окончания военных действий. Однако война продолжалась в форме партизанского движения, которое англичанам удалось подавить не ранее 1862 года.

При Миндоне уже большинство господствующего класса понимало необходимость серьёзной перестройки общественно-политического устройства страны. В 1860-х годах была прекращена раздача земель за службу, а принцы и чиновники были переведены на ежемесячное жалованье. Было проведено более чёткое деление на провинции, что превратило их в подлинно территориальные единицы с унифицированным штатом провинциального аппарата. Были осуществлены реформа судебной системы, налоговая реформа, реформа военной системы. В 1855 году в Амарапуре был открыт завод по изготовлению пороха, сырьё для которого привозили из шанских княжеств; в это же время начал работать завод по выпуску ружей. Миндон пытался отстоять продовольственную самостоятельность Верхней Бирмы и перейти на самообеспечение рисом, но этого полностью сделать не удалось, и рис все равно приходилось завозить из Британской Бирмы. Для балансировки бюджета пришлось продолжать политику государственных монополий на минеральное сырьё, а также устанавливать экспортно-импортные цены и вводить таможенные пошлины. В 1870 году была построена первая телеграфная линия, связавшая Мандалай и Рангун, а в 1874 году в столице начала выходить первая газета на бирманском языке.

Миндон стремился установить добрососедские отношения с британскими властями, и шёл на многие уступки англичанам. Твёрдо он придерживался только одного: непризнания захвата Нижней Бирмы. Он долгое время рассчитывал на установление непосредственных контактов с правительством королевы Виктории в Лондоне, но англичане все посольства из Бирмы отсылали к генерал-губернатору Британской Индии, подчёркивая тем самым, что Бирма отнюдь не является суверенным государством. Пытаясь преодолеть это унизительное положение, тяжело воспринимаемое бирманским правительством, Миндон первым из бирманских правителей стал рассылать своих послов в страны Запада.

В конце 1873—1874 годов возникли серьёзные замешательства по поводу границ лесной области, населенной карами, воинственным, не признававшим английского господства народом. Чтобы точнее определить границу между Бирмой и Манипуром, вассальным по отношению к Англии государством, было предпринято географическое исследование спорной области. После продолжительных пререканий король наконец уступил, и 21 июня 1875 был подписан договор, составленный в духе английских требований.

Тибо[править | править код]

Миндон умер в октябре 1878 года, не назначив преемника из страха спровоцировать этим борьбу за престол между многочисленными сыновьями. В результате интриги вокруг наследования власти в Бирме начались ещё во время его болезни. В результате заговора престолонаследником был назначен слабовольный младший сын Тибо. В начале 1879 года были истреблены те родственники Тибо, кто не успел сбежать из страны, и был опасен в качестве потенциального претендента на престол. Было убито около 80 человек из царской семьи и их приближённых, в том числе 8 братьев Миндона, 31 из 48 его сыновей и 9 из 62 дочерей. В результате реформаторская группировка бирманской элиты практически перестала существовать.

Массовые казни 1879 года послужили отличным предлогом для возбуждения британского общественного мнения против Тибо и в пользу аннексии Бирмы (или превращение её в протекторат). В октябре 1879 года англичане практически разорвали отношения с Бирмой; от немедленного нападения на Бирму они отказались лишь из-за трудностей в англо-афганской войне и борьбе с бурами в Южной Африке. Однако постоянные провокации против Тибо продолжались путём организации выступлений претендентов на бирманский престол (из числа тех, что во время переворота 1878 года успели бежать на британскую территорию).

Бирма продолжала демонстрировать желание урегулировать взаимоотношения с Великобританией и посылала дружеские миссии, а также пыталась установить равноправные отношения с Россией, Францией и другими европейскими державами, чтобы противодействовать английской экспансии и защитить свою независимость, но всё было безуспешно.

В октябре 1885 года Бирманский Высший совет Хлудо наложил штраф на английскую лесозаготовительную компанию за превышение в два раза квоты на вывоз тиковой древесины. Англичане увидели в этом «ущемление интересов британской торговли». Верховный комиссар Британской Бирмы предъявил ультиматум, и после отказа бирманцев согласиться на ликвидацию суверенитета страны началась третья англо-бирманская война. 2 декабря 1885 года Тибо формально отрёкся от престола, а 1 января 1866 года было провозглашено, что Бирма аннексируется и отныне является частью владений английской королевы.

  • Thant Myint-U, The Making of Modern Burma, ISBN 0-521-79914-7
  • «История Востока» (в 6 т.). Т.IV «Восток в новое время (конец XVIII — начало XX вв.)», книга 1 — Москва: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. ISBN 5-02-018387-3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *