Шелковый путь карта: Каким был Великий шелковый путь – Картина дня – Коммерсантъ

Содержание

Каким был Великий шелковый путь – Картина дня – Коммерсантъ

Великий шелковый путь — действовавшие со II века до н. э. караванные маршруты из Китая в Европу, пролегавшие по территории современной Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. Отправку первого верблюжьего каравана с шелком и бронзой в Ферганскую долину относят к 121 году до н. э. Позже караваны (порой до 6 тыс. верблюдов) начинали путь в 10 тыс. км из тогдашней столицы Китая Чанъаня (нынешнего Сианя) через Ланьчжоу до Дуньхуана (ворота в империю), где он раздваивался. Северная часть пересекала Памир и вела в Фергану, а южная вела в Парфию, Индию и на Ближний Восток до Средиземного моря. Путешествие длилось годами: только на переход от Сианя до Каспия требовалось больше года с учетом стоянок. На начальном этапе маршрута защитой для караванов была Великая Китайская стена.

По маршруту Великого шелкового пути Китай экспортировал ткани, масла, специи, бронзовые и серебряные изделия, фарфор, фаянс, изделия из кости и эмали, а взамен получал меха, кожу, фрукты, редких животных, драгоценные камни, благовония и косметику, ценные сорта древесины. Путь также служил для распространения технологий — шелководства, изготовления бумаги, стекла и др.

Расцвет пути пришелся на IV–VIII века нашей эры. В результате ирано-византийских войн VI–VII веков один из маршрутов пути был проложен по территории Северного Кавказа. В первой половине VIII века все западные маршруты пути попали под контроль Арабского халифата. Последний взлет Великий шелковый путь пережил в XIII–XIV веках, когда он почти весь он находился под контролем монголов. В XV веке путь пришел в упадок из-за активного развития морской торговли.

В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин предложил масштабный

проект «Один пояс — один путь» — транспортный, энергетический и торговый коридор между странами Центральной, Южной Азии и Европы. Он объединяет в себе два инфраструктурных проекта: «Морской Шелковый путь XXI века» и «Экономический пояс Шелкового пути». Первый представляет собой сеть маршрутов, связывающих китайские порты с портами Сингапура, Малайзии, Индонезии, Австралии. «Экономический пояс» ориентирован на строительство высокоскоростных транспортных сетей на территории Евразии. Проект предусматривает инфраструктурное развитие Северного, Центрального и Южного экономических коридоров между Азией и Европой. Он проходит по линии от Пекина по территории Западного Китая, Казахстана и далее по территории России до Балтийского моря с ответвлением на Белоруссию, Польшу и Германию. Основу этого пояса составят железнодорожные и автомобильные магистрали. В феврале 2014 года главы России и КНР достигли соглашения о сотрудничестве в реализации проекта и соединения его с российскими евроазиатскими железными дорогами. В феврале 2015 года Китай сформировал Фонд Шелкового пути с капиталом $40 млрд.

Ольга Дорохина


Центральная Азия на карте нового Шелкового пути

Второй форум международного сотрудничества “Пояс и путь”, прошедший в Пекине в конце апреля, собрал представителей 187 стран, в том числе лидеров 37 государств. Из президентов стран Центральной Азии на форуме присутствовали Шавкат Мирзиёев, Эмомали Рахмон, Сооронбай Жээнбеков и первый президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев.

Лидер Китая Си Цзиньпин выступил речью, в которой обрисовал, что намерены делать китайские власти для ускорения реализации проекта. Из высказываний председателя КНР можно сделать два основных вывода. Первое, Китай делает ставку на политику открытости и придерживается принципов справедливой конкуренции, создания равных условий для всех участников бизнеса и формирования комфортной рыночной среды. Второе, китайское правительство продолжит активную финансовую поддержку инициативы «Один пояс – один путь» с участием других стран путем выдачи кредитов, предоставления средств из целевых фондов и выпуска долговых обязательств.

«В общей сложности 283 практических результата, включая межправительственные соглашения по сотрудничеству, были достигнуты в ходе подготовки и проведения нынешнего форума. В конференции предпринимателей были подписаны соглашения на общую сумму свыше $64 млрд.» – сказал Си Цзиньпин во время брифинга для журналистов.

В этом материале UzAnalytics собраны некоторые данные о новом Шелковом пути и месте Центральной Азии в нем.

Все дороги ведут в Пекин?

Инициатива создания всемирной транспортной и инвестиционной инфраструктуры “Пояс и путь” (Один пояс – один путь) объединяет в себе два проекта: “Экономический пояс Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь XXI века”.

Впервые идея создания «Экономического пояса Шелкового пути» была предложена китайским лидером во время его государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 года. В основе проекта лежит формирование трех экономических коридоров:

1) Китай – Центральная Азия – Россия – Европа

2) Китай – Центральная и западная Азия – Персидский Залив и Средиземное море

3) Китай – Юго-Восточная Азия – Южная Азия – Индийский океан.

Эти коридоры позволят сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу до десяти дней по сравнению нынешним сроком доставки контейнерных грузов морским путем из Китая в Европу от 45 до 60 суток.

В октябре того же года была выдвинута концепция совместного строительства «Морского Шелкового пути XXI века», который включает в себя два маршрута:

1) из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;

2) из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.

В 2015 году обе инициативы были объединены в одну общую концепцию под названием «Пояс и путь». Для финансирования проектов в рамках инициативы были созданы два финансовых “гиганта”: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом $100 млрд и Фонд Шелкового пути, уставной капитал которого составляет $40 млрд.

Основным финансовым механизмом реализации экономического пояса и морского пути является предоставление кредитов китайскими финансовыми институтами для реализации инфраструктурных проектов. Одним из главных условий является использование китайского оборудования, товаров, услуг и рабочей силы.

На первом международном форуме «Пояс и путь», прошедшем в Пекине (май 2017 года), было заявлено, что в ближайшие годы объемы китайских инвестиций в страны, присоединившиеся к проекту, увеличатся до $150 млрд.

По замыслу создателей проекта, к «Экономическому поясу Шелкового пути» могут подключиться 67 государств, население которых составляет 63% от общей численности людей земного шара. Иначе говоря, речь идет об идее создания эффективно функционирующего экономического пояса, соединяющего между собой экономики стран с населением более чем полмира. При успешной реализации китайской Инициативы можно будет говорить о том, что в 21-м веке все дороги ведут теперь не в Рим, а в Пекин.

Безусловно, Китай выдвинул инициативу «Пояс и путь», руководствуясь потребностями внутренней политики. Уже существует устойчивая тенденция замедления темпов экономического роста в Китае за последние 10 лет. С одной стороны, реализация этой Инициативы даст мощный толчок развития слаборазвитым западным провинциям Китая, что будет способствовать экономическому выравниванию регионов. За годы интенсивной модернизации именно западные провинции оказались менее развитыми, чем остальные регионы. С другой стороны, это стимулирует рост внутреннего потребления и решает проблему переизбытка промышленных мощностей в китайской экономике. В пользу этих аргументов говорит тот факт, что при реализации проектов в рамках «Пояс и путь» главным поставщиком оборудования, товаров, услуг и рабочей силы выступает Китай.

С экономической точки зрения Инициативу можно воспринимать как модель экспорта китайского «экономического чуда» в соседние регионы. При этом основной акцент делается на первопричине возникновения идеи – развитие экономики Китая путем соединения неразвитых регионов страны с соседними государствами. Но в перспективе этот амбициозный экономический проект может перерасти в полноценную геополитическую стратегию КНР.

Центральная Азия на карте «Экономического пояса Шелкового пути»

Глобальный проект «Пояс и путь», возможно, способен придать новый импульс не только экономике Китая, но и государствам вдоль маршрутов нового Шелкового и Морского пути XXI века, благодаря инфраструктурной логистике и торговым возможностям. Именно этот аспект Инициативы является для стран Центральной Азии наиболее привлекательным в условиях устаревшей советской инфраструктуры и поиска альтернативных торговых путей.

Странам центрально-азиатского региона необходимы огромные капиталовложения в инфраструктурные проекты, включая строительство новых мостов и дорог, крупных логистических центров и т.п. Использование для этих целей китайских инвестиций в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» решает проблему нехватки прямых иностранных вложений в подобные проекты. Преимуществом инициативы является еще то, что предлагаемая Пекином модель интеграции основана лишь на экономических взаимных интересах стран-участников экономического пояса. В ней явно не прослеживается политическая составляющая, по крайней мере, на данном этапе. Вопрос о том, будет ли Китай оспаривать геополитическое доминирование других государств в этом регионе в случае успешной реализации проекта «Пояс и путь», остается открытым. По этим причинам, вероятно, из всех интеграционных моделей наиболее перспективным для стран Центральной Азии представляется именно китайская инициатива. Для государств этого региона проект «Экономический пояс Шелкового пути» – это возможность получить инфраструктурное развитие и новые торговые возможности без политизации этого процесса.

В виду внушительного размера экономики и географического соседства, Китай входит в тройку основных торговых партнеров практически для всех стран региона и является одним из крупнейших инвесторов. С 1992 по 2016 год объемы годового совокупного товарооборота Китая с пятью странами Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) выросли в 60 (!) раз.

На сегодняшний день Китай импортирует из Центральной Азии не только газ и нефть, но и активно наращивает импорт металлов. Кроме того, Казахстан экспортирует уран и покрывает около 75% потребности КНР в этом сырье.

Среди центрально-азиатских стран Казахстан является главным бенефициаром инвестиций и контрактов от китайских компаний. Китай активно инвестирует в эту страну и, судя по объемам вложений, рассматривает в качестве ключевого регионального государства. Доля Казахстана составляет более половины общего объема инвестиций Китая в Центральную Азию. Причем, после запуска проекта «Пояс и путь» за последние 5 лет доля Казахстана выросла до 62%. Ситуация с Туркменистаном и Таджикистаном изменилась прямо в противоположную сторону. По данным American Enterprise Institute, объемы вложений китайских компаний в экономику Туркменистана снизилась в 10 раз, а в Таджикистане до нуля.

Весьма интересным выглядит изменение структуры вложений Китая в экономику стран Центральной Азии после принятии концепции «Экономического пояса Шелкового пути». Если до принятия этой концепции на долю энергетического сектора приходилось 86,5% всех инвестиций и заключенных контрактов китайских компаний, то после официального запуска проекта доля вложений в энергетическую отрасль снизилась до 33%. Вполне ожидаемым стал рост объемов инвестиций в транспортную инфраструктуру центрально-азиатского региона. Вложения в эту сферу увеличились в 4 раза, а доля этой отрасли в общем объеме почти сравнилась с энергетическим сектором.

Экономическая интеграция создает естественные драйверы для культурного сближения народов, а для этого необходим язык взаимного общения. Наряду с популярностью английского языка, сегодня многие в Центральной Азии открывают для себя перспективы изучения китайского языка. Вот уже много лет Китай выделяет квоты для студентов из стран Центральной Азии, но эта квота по сравнению российскими квотами остается почти вдвое меньше. В центрально-азиатском регионе русский язык остается языком межнационального общения на межгосударственном уровне. Так или иначе, либо местным, либо китайцам со временем необходимо выучить язык взаимного общения, но это потребует времени.

«Idel.Реалии» запустили спецпроект по экспансии Китая в Поволжье

Спецпроект описывает глобальную китайскую инициативу «Один пояс и один путь», который также известен как “Новый Шелковый путь” (НШП).

В проекте анализируются все китайские инициативы, предложенные для реализации в разных районах Чувашии. Как выяснилось, региональные власти на протяжении долгого времени пытались продвинуть китайские проекты. Активисты утверждают, что это делалось с нарушением законодательства.

Китайские проекты в Чувашии стали одним важных вопросов, обсуждаемых кандидатами на должность главы Чувашии. Во всех районах республики люди выступили против этих инвестиций. Реакция на китайские инвестиции кандидата на должность главы ЧР и врио главы ЧР Олега Николаева перед выборами резко изменилась.

Реализация в Чувашии китайского и инвестиционного проекта «Сычуань-Чувашия» прописана в новой программе социально-экономического развития республики. Проект программы был представлен на заседании Высшего экономического совета, созданного по инициативе врио главы Чувашии Олега Николаева.

В апреле 2020 года во время совещания с представителями китайской компании врио главы Чувашии Олег Николаев заявил о продолжении реализации в республике проекта китайских инвесторов ООО «Сычуань-Чувашия».

13 сентября 2020 года в Чувашии пройдут выборы главы региона. Перед выборами Николаев резко сменил тон. В своем информационном бюллетене Олег Николаев сообщил, что он «остановил не продуманную реализацию совместного российско-китайского проекта «Сычуань-Чувашия», вызвавшего социальные конфликты в нескольких районах республики».

Ранее незарегистрированный кандидат на должность главы Чувашии Андрей Ильдеменов объяснил зигзаги в позиции Олега Николаева в вопросе китайских инвестиций.

«Николаев давал интервью журналистам, [отвечая] на конкретный вопрос: «Что вы будете делать с китайскими инвесторами?» У него был дан ответ как у врио, который полностью лоялен федеральному центру, что это распоряжение Москвы, что я здесь ничего не могу поделать. Это вот сейчас в рамках предвыборной кампании он делает какие-то движения — печатает там какие-то листовки о том, что он остановил китайцев, но это предвыборный фарс, на самом деле», — пояснил он.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Ралли «Шелковый путь» пройдет по территории России и Монголии — Российская газета

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная одиннадцатому по счету международному ралли «Шелковый путь», который в этом году имеет статусы этапов двух самых престижных мировых ралли-рейдовых гоночных серий — Кубка мира ФИА по ралли-рейдам и чемпионата мира по кросс-кантри ралли для мото- и квадроциклистов.

Маршрут уникального и неповторимого приключения в этом году протянется на пять с половиной тысяч километров, из которых почти три с половиной тысячи километров составят спецучастки. Стартует «Шелковый путь» 1 июля 2021 года в Омске, а финишируют гонщики 11 июля в монгольском Улан-Баторе. Спортсменов ждет 10 гоночных дней, включая этап-марафон. На нем участники будут ремонтировать свои транспортные средства самостоятельно, а вот механикам или каким-либо другим членам команд строго-настрого запрещено приближаться к гоночным болидам спортсменов — в этот день группы технической поддержки будут базироваться на другом бивуаке.

Не останутся без нововведений и зрители — в 2021 году впервые в истории Международного ралли «Шелковый путь» принять участие в событии смогут все желающие. У любителей ралли-рейдов будет возможность не только приветствовать экипажи на церемонии торжественного старта в Омске, но и проехать все этапы ралли, следуя за гонщиками по специально подготовленному маршруту.

Руководитель проекта «Шелковый путь», наш легендарный гонщик Владимир Чагин рассказал журналистам, что еще в 2019 году было принято предложение из Монголии о проведении международного ралли «Шелковый путь» на территории этой республики:

— Скажу вам откровенно: реакция автомотоспортивного сообщества на монгольскую часть маршрута оказалась не просто положительной, а восторженной. Поэтому у нас не было никаких сомнений в том, чтобы вновь включить этапы на территории Страны синего неба в программу гонки 2021 года. В этом году Россия и Монголия отмечают 100-летие установления дипломатических отношений. У нас нет никаких сомнений в том, что новый маршрут гонки понравится участникам ралли — как красотой пейзажей тех регионов, где будут проходить спецучастки, так и сложностью прохождения дистанции. Хочу выразить благодарность всем тем, кто помогает нам в организации и проведении международного ралли «Шелковый путь» — наших российских, европейских, монгольских и китайских друзей и партнеров. Вместе мы добьемся максимального результата!

Великий Шёлковый путь | Uzbekistan Travel