Каким был Великий шелковый путь – Картина дня – Коммерсантъ
Великий шелковый путь — действовавшие со II века до н. э. караванные маршруты из Китая в Европу, пролегавшие по территории современной Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. Отправку первого верблюжьего каравана с шелком и бронзой в Ферганскую долину относят к 121 году до н. э. Позже караваны (порой до 6 тыс. верблюдов) начинали путь в 10 тыс. км из тогдашней столицы Китая Чанъаня (нынешнего Сианя) через Ланьчжоу до Дуньхуана (ворота в империю), где он раздваивался. Северная часть пересекала Памир и вела в Фергану, а южная вела в Парфию, Индию и на Ближний Восток до Средиземного моря. Путешествие длилось годами: только на переход от Сианя до Каспия требовалось больше года с учетом стоянок. На начальном этапе маршрута защитой для караванов была Великая Китайская стена.
По маршруту Великого шелкового пути Китай экспортировал ткани, масла, специи, бронзовые и серебряные изделия, фарфор, фаянс, изделия из кости и эмали, а взамен получал меха, кожу, фрукты, редких животных, драгоценные камни, благовония и косметику, ценные сорта древесины. Путь также служил для распространения технологий — шелководства, изготовления бумаги, стекла и др.
Расцвет пути пришелся на IV–VIII века нашей эры. В результате ирано-византийских войн VI–VII веков один из маршрутов пути был проложен по территории Северного Кавказа. В первой половине VIII века все западные маршруты пути попали под контроль Арабского халифата. Последний взлет Великий шелковый путь пережил в XIII–XIV веках, когда он почти весь он находился под контролем монголов. В XV веке путь пришел в упадок из-за активного развития морской торговли.
В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин предложил масштабный
Ольга Дорохина
Центральная Азия на карте нового Шелкового пути
Второй форум международного сотрудничества “Пояс и путь”, прошедший в Пекине в конце апреля, собрал представителей 187 стран, в том числе лидеров 37 государств. Из президентов стран Центральной Азии на форуме присутствовали Шавкат Мирзиёев, Эмомали Рахмон, Сооронбай Жээнбеков и первый президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев.
Лидер Китая Си Цзиньпин выступил речью, в которой обрисовал, что намерены делать китайские власти для ускорения реализации проекта. Из высказываний председателя КНР можно сделать два основных вывода. Первое, Китай делает ставку на политику открытости и придерживается принципов справедливой конкуренции, создания равных условий для всех участников бизнеса и формирования комфортной рыночной среды. Второе, китайское правительство продолжит активную финансовую поддержку инициативы «Один пояс – один путь» с участием других стран путем выдачи кредитов, предоставления средств из целевых фондов и выпуска долговых обязательств.
«В общей сложности 283 практических результата, включая межправительственные соглашения по сотрудничеству, были достигнуты в ходе подготовки и проведения нынешнего форума. В конференции предпринимателей были подписаны соглашения на общую сумму свыше $64 млрд.» – сказал Си Цзиньпин во время брифинга для журналистов.
В этом материале UzAnalytics собраны некоторые данные о новом Шелковом пути и месте Центральной Азии в нем.
Все дороги ведут в Пекин?
Инициатива создания всемирной транспортной и инвестиционной инфраструктуры “Пояс и путь” (Один пояс – один путь) объединяет в себе два проекта: “Экономический пояс Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь XXI века”.
Впервые идея создания «Экономического пояса Шелкового пути» была предложена китайским лидером во время его государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 года. В основе проекта лежит формирование трех экономических коридоров:
1) Китай – Центральная Азия – Россия – Европа
2) Китай – Центральная и западная Азия – Персидский Залив и Средиземное море
3) Китай – Юго-Восточная Азия – Южная Азия – Индийский океан.
Эти коридоры позволят сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу до десяти дней по сравнению нынешним сроком доставки контейнерных грузов морским путем из Китая в Европу от 45 до 60 суток.
В октябре того же года была выдвинута концепция совместного строительства «Морского Шелкового пути XXI века», который включает в себя два маршрута:
1) из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;
2) из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.
В 2015 году обе инициативы были объединены в одну общую концепцию под названием «Пояс и путь». Для финансирования проектов в рамках инициативы были созданы два финансовых “гиганта”: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом $100 млрд и Фонд Шелкового пути, уставной капитал которого составляет $40 млрд.
Основным финансовым механизмом реализации экономического пояса и морского пути является предоставление кредитов китайскими финансовыми институтами для реализации инфраструктурных проектов. Одним из главных условий является использование китайского оборудования, товаров, услуг и рабочей силы.
На первом международном форуме «Пояс и путь», прошедшем в Пекине (май 2017 года), было заявлено, что в ближайшие годы объемы китайских инвестиций в страны, присоединившиеся к проекту, увеличатся до $150 млрд.
По замыслу создателей проекта, к «Экономическому поясу Шелкового пути» могут подключиться 67 государств, население которых составляет 63% от общей численности людей земного шара. Иначе говоря, речь идет об идее создания эффективно функционирующего экономического пояса, соединяющего между собой экономики стран с населением более чем полмира. При успешной реализации китайской Инициативы можно будет говорить о том, что в 21-м веке все дороги ведут теперь не в Рим, а в Пекин.
Безусловно, Китай выдвинул инициативу «Пояс и путь», руководствуясь потребностями внутренней политики. Уже существует устойчивая тенденция замедления темпов экономического роста в Китае за последние 10 лет. С одной стороны, реализация этой Инициативы даст мощный толчок развития слаборазвитым западным провинциям Китая, что будет способствовать экономическому выравниванию регионов. За годы интенсивной модернизации именно западные провинции оказались менее развитыми, чем остальные регионы. С другой стороны, это стимулирует рост внутреннего потребления и решает проблему переизбытка промышленных мощностей в китайской экономике. В пользу этих аргументов говорит тот факт, что при реализации проектов в рамках «Пояс и путь» главным поставщиком оборудования, товаров, услуг и рабочей силы выступает Китай.
С экономической точки зрения Инициативу можно воспринимать как модель экспорта китайского «экономического чуда» в соседние регионы. При этом основной акцент делается на первопричине возникновения идеи – развитие экономики Китая путем соединения неразвитых регионов страны с соседними государствами. Но в перспективе этот амбициозный экономический проект может перерасти в полноценную геополитическую стратегию КНР.
Центральная Азия на карте «Экономического пояса Шелкового пути»
Глобальный проект «Пояс и путь», возможно, способен придать новый импульс не только экономике Китая, но и государствам вдоль маршрутов нового Шелкового и Морского пути XXI века, благодаря инфраструктурной логистике и торговым возможностям. Именно этот аспект Инициативы является для стран Центральной Азии наиболее привлекательным в условиях устаревшей советской инфраструктуры и поиска альтернативных торговых путей.
Странам центрально-азиатского региона необходимы огромные капиталовложения в инфраструктурные проекты, включая строительство новых мостов и дорог, крупных логистических центров и т.п. Использование для этих целей китайских инвестиций в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» решает проблему нехватки прямых иностранных вложений в подобные проекты. Преимуществом инициативы является еще то, что предлагаемая Пекином модель интеграции основана лишь на экономических взаимных интересах стран-участников экономического пояса. В ней явно не прослеживается политическая составляющая, по крайней мере, на данном этапе. Вопрос о том, будет ли Китай оспаривать геополитическое доминирование других государств в этом регионе в случае успешной реализации проекта «Пояс и путь», остается открытым. По этим причинам, вероятно, из всех интеграционных моделей наиболее перспективным для стран Центральной Азии представляется именно китайская инициатива. Для государств этого региона проект «Экономический пояс Шелкового пути» – это возможность получить инфраструктурное развитие и новые торговые возможности без политизации этого процесса.
В виду внушительного размера экономики и географического соседства, Китай входит в тройку основных торговых партнеров практически для всех стран региона и является одним из крупнейших инвесторов. С 1992 по 2016 год объемы годового совокупного товарооборота Китая с пятью странами Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) выросли в 60 (!) раз.
На сегодняшний день Китай импортирует из Центральной Азии не только газ и нефть, но и активно наращивает импорт металлов. Кроме того, Казахстан экспортирует уран и покрывает около 75% потребности КНР в этом сырье.
Среди центрально-азиатских стран Казахстан является главным бенефициаром инвестиций и контрактов от китайских компаний. Китай активно инвестирует в эту страну и, судя по объемам вложений, рассматривает в качестве ключевого регионального государства. Доля Казахстана составляет более половины общего объема инвестиций Китая в Центральную Азию. Причем, после запуска проекта «Пояс и путь» за последние 5 лет доля Казахстана выросла до 62%. Ситуация с Туркменистаном и Таджикистаном изменилась прямо в противоположную сторону. По данным American Enterprise Institute, объемы вложений китайских компаний в экономику Туркменистана снизилась в 10 раз, а в Таджикистане до нуля.
Весьма интересным выглядит изменение структуры вложений Китая в экономику стран Центральной Азии после принятии концепции «Экономического пояса Шелкового пути». Если до принятия этой концепции на долю энергетического сектора приходилось 86,5% всех инвестиций и заключенных контрактов китайских компаний, то после официального запуска проекта доля вложений в энергетическую отрасль снизилась до 33%. Вполне ожидаемым стал рост объемов инвестиций в транспортную инфраструктуру центрально-азиатского региона. Вложения в эту сферу увеличились в 4 раза, а доля этой отрасли в общем объеме почти сравнилась с энергетическим сектором.
Экономическая интеграция создает естественные драйверы для культурного сближения народов, а для этого необходим язык взаимного общения. Наряду с популярностью английского языка, сегодня многие в Центральной Азии открывают для себя перспективы изучения китайского языка. Вот уже много лет Китай выделяет квоты для студентов из стран Центральной Азии, но эта квота по сравнению российскими квотами остается почти вдвое меньше. В центрально-азиатском регионе русский язык остается языком межнационального общения на межгосударственном уровне. Так или иначе, либо местным, либо китайцам со временем необходимо выучить язык взаимного общения, но это потребует времени.
«Idel.Реалии» запустили спецпроект по экспансии Китая в Поволжье
Спецпроект описывает глобальную китайскую инициативу «Один пояс и один путь», который также известен как “Новый Шелковый путь” (НШП).
В проекте анализируются все китайские инициативы, предложенные для реализации в разных районах Чувашии. Как выяснилось, региональные власти на протяжении долгого времени пытались продвинуть китайские проекты. Активисты утверждают, что это делалось с нарушением законодательства.
Китайские проекты в Чувашии стали одним важных вопросов, обсуждаемых кандидатами на должность главы Чувашии. Во всех районах республики люди выступили против этих инвестиций. Реакция на китайские инвестиции кандидата на должность главы ЧР и врио главы ЧР Олега Николаева перед выборами резко изменилась.
Реализация в Чувашии китайского и инвестиционного проекта «Сычуань-Чувашия» прописана в новой программе социально-экономического развития республики. Проект программы был представлен на заседании Высшего экономического совета, созданного по инициативе врио главы Чувашии Олега Николаева.
В апреле 2020 года во время совещания с представителями китайской компании врио главы Чувашии Олег Николаев заявил о продолжении реализации в республике проекта китайских инвесторов ООО «Сычуань-Чувашия».
13 сентября 2020 года в Чувашии пройдут выборы главы региона. Перед выборами Николаев резко сменил тон. В своем информационном бюллетене Олег Николаев сообщил, что он «остановил не продуманную реализацию совместного российско-китайского проекта «Сычуань-Чувашия», вызвавшего социальные конфликты в нескольких районах республики».
Ранее незарегистрированный кандидат на должность главы Чувашии Андрей Ильдеменов объяснил зигзаги в позиции Олега Николаева в вопросе китайских инвестиций.
«Николаев давал интервью журналистам, [отвечая] на конкретный вопрос: «Что вы будете делать с китайскими инвесторами?» У него был дан ответ как у врио, который полностью лоялен федеральному центру, что это распоряжение Москвы, что я здесь ничего не могу поделать. Это вот сейчас в рамках предвыборной кампании он делает какие-то движения — печатает там какие-то листовки о том, что он остановил китайцев, но это предвыборный фарс, на самом деле», — пояснил он.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Ралли «Шелковый путь» пройдет по территории России и Монголии — Российская газета
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная одиннадцатому по счету международному ралли «Шелковый путь», который в этом году имеет статусы этапов двух самых престижных мировых ралли-рейдовых гоночных серий — Кубка мира ФИА по ралли-рейдам и чемпионата мира по кросс-кантри ралли для мото- и квадроциклистов.
Маршрут уникального и неповторимого приключения в этом году протянется на пять с половиной тысяч километров, из которых почти три с половиной тысячи километров составят спецучастки. Стартует «Шелковый путь» 1 июля 2021 года в Омске, а финишируют гонщики 11 июля в монгольском Улан-Баторе. Спортсменов ждет 10 гоночных дней, включая этап-марафон. На нем участники будут ремонтировать свои транспортные средства самостоятельно, а вот механикам или каким-либо другим членам команд строго-настрого запрещено приближаться к гоночным болидам спортсменов — в этот день группы технической поддержки будут базироваться на другом бивуаке.
Не останутся без нововведений и зрители — в 2021 году впервые в истории Международного ралли «Шелковый путь» принять участие в событии смогут все желающие. У любителей ралли-рейдов будет возможность не только приветствовать экипажи на церемонии торжественного старта в Омске, но и проехать все этапы ралли, следуя за гонщиками по специально подготовленному маршруту.
Руководитель проекта «Шелковый путь», наш легендарный гонщик Владимир Чагин рассказал журналистам, что еще в 2019 году было принято предложение из Монголии о проведении международного ралли «Шелковый путь» на территории этой республики:
— Скажу вам откровенно: реакция автомотоспортивного сообщества на монгольскую часть маршрута оказалась не просто положительной, а восторженной. Поэтому у нас не было никаких сомнений в том, чтобы вновь включить этапы на территории Страны синего неба в программу гонки 2021 года. В этом году Россия и Монголия отмечают 100-летие установления дипломатических отношений. У нас нет никаких сомнений в том, что новый маршрут гонки понравится участникам ралли — как красотой пейзажей тех регионов, где будут проходить спецучастки, так и сложностью прохождения дистанции. Хочу выразить благодарность всем тем, кто помогает нам в организации и проведении международного ралли «Шелковый путь» — наших российских, европейских, монгольских и китайских друзей и партнеров. Вместе мы добьемся максимального результата!
Великий Шёлковый путь | Uzbekistan Travel
734Ярким символом связей между Востоком и Западом, уходящих в глубь веков, можно назвать знаменитую караванную дорогу «Великий Шёлковый путь». Трансконтинентальная трасса тянулась на 10 тысяч километров и стала связующим звеном, объединяющая страны Востока со Средиземноморьем.
Начало функционирования Великого Шёлкового пути относят ко II веку до нашей эры и действовал путь вплоть до XV века нашей эры. Безусловно, благодаря Шёлковому пути распространялись не только редкие товары, но и происходил большой обмен знаниями, культурой, технологиями, дипломатическими связями.
Название «Великий Шёлковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром – шёлком. Считается, что технология изготовления шёлка из коконов шелкопрядного червя была открыта на территории современного Китая около пяти тысяч лет назад. Постепенно секрет изготовления шёлка стали перенимать, и уже в III веке нашей эры шелк научились изготавливать во многих странах, в том числе и в Узбекистане, на территории Ферганской долины.
Помимо шёлка караванщики торговали и другими редкими товарами. Такими драгоценными камнями как лазуритом из Бадахшана, сердоликом из Согдианы, нефритом из Хотана и даже стеклянными изделиями, производство которых не было налажено в те далекие времена в Восточном Средиземноморье.
Термин «Шёлковый путь» появился относительно недавно. В 1877 году барон Фердинанд фон Рихтгофен одним из первых детально изучил карту торгового пути и дал ему такое название. Около I века нашей эры Великий Шёлковый путь достиг своего размаха. Торговая дорога начиналась от китайского города Лоян на востоке, дальше она проходила сквозь многочисленные китайские города и Средней Азии, заканчивался путь в Италии, в Риме. Трасса имела три направления и многочисленные ответвления. Основными направлениями были Северная, Центральная и Южная дороги.
Северная дорога проходила через Тянь-Шанские горы вдоль реки Тарим и поворачивала в Ферганскую долину и далее между среднеазиатским междуречьем уходила в низовье Волги до греческих колоний. По пути караваны останавливались в городах или же в живописнейших местах-оазисах, чтобы отдохнуть и продать свой товар. Так, появлялись новые города, а старые разрастались и становились еще больше. На территории Узбекистана расцветали торгово-ремесленнические города: Андижан, Коканд, Бухара, Шахрисабз, Самарканд, Хива.
Южная дорога проходила по регионам современных территорий Индии, Афганистана и Ирана. Центральная дорога шла через Персию и Средиземное море.
Маршрут Шёлкового пути стал известен во всем мире, вскоре по нему стали проходить не только караванщики, но и легендарные путешественники и завоеватели. К примеру итальянский путешественник и купец Марко Поло после своего путешествия по маршруту Великого Шёлкового пути создал труд «Книга о разнообразии мира». Также всемирно известный завоеватель Чингисхан проходил по дорогам Шёлкового пути.
Трудный путь, занимавший долгие годы, не пугал отважных путешественников и купцов. На их пути могли повстречаться воинственные кочевники, безводные пустыни и суровые горы. Зачастую направление верной дороги можно было узнать по «костям людей и животных». Но благодаря этой трассе мир преобразился на современный лад, и мы видим его сейчас именно таким. Великие города-памятники с их историческими и архитектурными зданиями стали живыми легендами, как напоминание из прошлого.
Урал56.Ру. Новости Орска, Оренбурга и Оренбургской области.
Платную трассу Европа – Западный Китай, которая в том числе пройдет и через Оренбургскую область, планируют построить к 2024 году. Об этом сообщил заместитель председателя правления по инвестициям и стратегическому планированию госкомпании «Российские автомобильные дороги» Георгий Чичерин, пишут федеральные СМИ. Ранее сообщалось, что транспортный коридор достроят не раньше 2030 года.Международный транспортный маршрут Европа – Западный Китай, именуемый «Шелковым путем», будет проходить по территории трех стран: России, Казахстана и Китая. Протяженность российского участка составит 2 400 км. Скоростная магистраль пройдет и через Оренбуржье.
Участок Республика Казахстан – Китай уже функционирует, а вот та часть пути, что должна пройти по территории России, еще в процессе строительства. На сегодняшний день создание российской части международного транспортного маршрута Европа − Западный Китай является одним из самых глобальных проектов в сфере транспорта. Новая скоростная магистраль соединит Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань и Оренбург. Международный транспортный коридор соединит Оренбургскую область с Казахстаном.
Эта магистраль будет инновационной, высокотехнологичной и скоростной, она позволит не только соединить Европу с Китаем, но и почти вдвое сократить время в пути между крупными российскими городами.
— Дорога нужна, чтобы соединять мощные и развивающиеся регионы и ко всему прочему, дорога − это возможность развивать экономику регионов, в первую очередь, территории которых прилегают к этой новой трассе», подчеркивают в государственной компании «Автодор».
Строительство скоростных трасс, соединяющих города, по которым пройдет транспортный коридор, предусмотрено комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, который утвердил президент РФ Владимир Путин.
Плановая дата завершения строительства маршрута – 2024 год. Хотя не все едины во мнении, что к этому сроку строительство успеют завершить, ведь это очень масштабный проект, требующий тщательной подготовки и огромных финансовых ресурсов.
Не утихают и споры по поводу платы за проезд по этим скоростным дорогам. Известно, что трасса будет платной, но как именно будет взиматься плата и каков будет ее размер, окончательно еще не определили. По предварительной информации, некоторые участки трассы все же будут бесплатными. Например, участок дороги от Оренбурга до Казани будет бесплатным, в то время как за проезд по магистралям от Санкт-Петербурга до Москвы и от Москвы до Казани придется заплатить.
В обход России
В воскресенье в Тбилиси прибыл поезд, доставивший первый контейнер с грузом из Китая по так называемому «Новому шелковому пути». Контейнеры, груженные электротехникой, были отправлены из Китая 29 ноября, прошли по территории Казахстана, затем через Каспийское море были доставлены в Азербайджан, откуда по железной дороге прибыли в Тбилиси. Из Тбилиси их отправят в черноморский порт Поти, оттуда в Турцию, а затем в Европу.
На Тбилисском вокзале поезд встречали премьер-министр Грузии, министры экономики и иностранных дел. По заявлениям грузинского руководства, «Новый шелковый путь» через грузинскую территорию «значительно сократит время доставки грузов из Китая в Европу». Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил на торжественной церемонии, что доставка грузов с Тихоокеанского побережья в Европу по «Новому шелковому пути» отныне займет две недели вместо полутора месяцев. По его словам, для доставки по назначению тех же контейнеров морским маршрутом потребовалось бы 40-45 дней. Ожидается, что грузы из Китая и Южной Кореи будут доставляться из грузинских портов не только в Турцию, но и напрямую в Европу – через Черное море.
Соглашение о создании консорциума по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России было подписано его участниками 28 ноября в Стамбуле. В прошлые годы о «Новом шелковом пути» любили порассуждать в первую очередь российские власти, но именно Россия в итоге осталась фактически за бортом соглашения, отмечают пользователи социальных сетей.
Экономические перспективы нового маршрута по доставке грузов из Китая в Европу оценивает Александр Габуев, руководитель программы Московского центра Карнеги «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе»:
– Речь идет о том, что контейнеры будут отправляться с запада Китая, из Синцзян-Уйгурского автономного района через Казахстан по железной дороге, приезжать в порт Актау, переправляться на пароме через Каспийское море, затем пересекать Азербайджан, Грузию и Турцию по железной дороге и дальше переезжать уже в Европу. Идея этого маршрута существует очень давно, его часто показывают на неофициальных картах китайского проекта «Экономический пояс шелкового пути» по созданию логистических систем, которые свяжут запад Китая и Европу.
Ответ на вопрос, насколько это реальная угроза для планов российского транзита – возить грузы через Россию из Западного Китая, пока непонятен
В принципе, в обход России там идет много маршрутов. Вопрос в его экономической целесообразности. Какие-то контейнеры так уже ввозятся, другой вопрос, что это получается очень дорого. Подумайте, сколько вам придется пересечь таможенных границ, некоторые из которых считаются труднопроходимыми. Например, азербайджано-грузинская граница довольно сложная. Ну, и плюс перевалка через Каспийское море, через Черное море и так далее. Ответ на вопрос, насколько это реальная угроза для планов российского транзита – возить грузы через Россию из Западного Китая, пока непонятен. Но понятно, что это объявление последовало на фоне санкционной войны, которую Россия ведет с Турцией и, скорее всего, является элементом психологического давления на Россию.
– Очевидно, что такие вещи не за пять минут готовятся. Но вы считаете, объявление об этом каким-то образом было приурочено к нынешней ситуации?
Александр Габуев– Либо это приурочено к текущим событиям, либо так совпало, потому что, в принципе, сейчас логистические компании пытаются найти деньги у китайского правительства и согласие стран-транзитеров. У Казахстана есть довольно амбициозные планы по развитию транзитной сети, и в них есть как маршрут через Россию, который считается приоритетным и наиболее коммерчески оправданным, так и маршрут через Каспийское море, потому что это позволит и железную дорогу загрузить, и порт Актау. Понятно, что и остальные страны тоже заинтересованы в том, чтобы этот транзит привлечь. Насколько такие соглашения готовятся долго – это большой вопрос, потому что это меморандум. При желании мы с вами можем написать меморандум за 10-15 минут. Вопрос в воплощении. Пока ничего ужасного для России не произошло, тем не менее такой вот неприятный укол и напоминание о том, что, помимо российского транзита, есть еще и другие маршруты. Я уверен, что в этом могут быть заинтересованы не только Турция, но и Грузия, которая в очень непростых экономических отношениях с Россией, и Азербайджан, у которого вроде бы сейчас потепление с Россией, но идея загрузить свою транзитную систему всегда была, и Казахстан, который как раз бодается с Россией относительно того, как сопрягать Евразийский союз и «Экономический пояс шелкового пути», и насколько у Казахстана будут развязаны руки, чтобы реализовывать с китайцами все эти проекты, у которых сторонние интересы, и Россия вроде как ни при чем.
Россия не воспринимается как надежная юрисдикция
– Россия довольно планомерно ссорится с разными своими соседями, теперь дошла очередь до Турции. Насколько это является для этих соседей объединяющим мотивом, чтобы прокладывать вокруг России альтернативные маршруты чего бы то ни было, экономически сотрудничать в обход России, без России?
– Я думаю, что это связано вообще с некой конфронтационной линией, которую Россия ведет во внешней политике. Это началось задолго до нынешней торговой войны с Турцией, пожалуй, пиком всего стала война на Украине, Россия не воспринимается как полностью надежная юрисдикция, беспроблемная, через которую можно спокойно реализовывать различные проекты. Диверсификация рисков – это альфа и омега для любого инвестора, в том числе для больших государственных инвестиций. Понятно, что Китай в данном случае заинтересован прежде всего в стройке. Чем больше будет строек, тем больше Китай сможет экспортировать свои инфраструктурные мощности, которые в Китае уже не загружены. В Китае построена вся инфраструктура, и, даже если некоторые проекты не будут иметь коммерческой отдачи, Китаю важно не столько это, сколько экспорт своих услуг и рабочей силы. Для других стран иметь альтернативный источник дохода – это тоже хорошо. Сейчас это гораздо легче обосновать тем, что Россия невменяема, Россия опасна, и лучше иметь запасную дорогу в обход нее. Россия сама прекрасно подставляется под такой ярлык.
Исходя из российских «хотелок»
– Хорошо, это то, что касается соседей России, которые либо в ссоре с ней, либо предчувствуют некоторую ссору или находятся в не самых простых отношениях. Но давайте поговорим о Китае, который воспринимался Россией как стратегический партнер. С этой точки зрения Китай совершает некоторый демарш?
– Если в России кто-то рассчитывал на то, что партнерство с Китаем будет означать, что Китай теперь все проекты будет выполнять на российских условиях и исходя из российских «хотелок», это глубокое непонимание ни партнерства вообще, ни партнерства по-китайски, в частности. Китай не поддержал западные санкции против России, хотя их частично соблюдает, потому что его банки являются частью международной финансовой системы и просто не могут не обращать внимание на действия американских регуляторов. Его компании действительно интересуются Россией, но не вкладывают часто из коммерческих соображений, потому что цена на нефть не там, где она была еще два года назад, когда многие проекты обсуждались. Поэтому Китай будет преследовать свои прагматически интересы и стараться диверсифицировать партнерство. Его партнерство и дружба с Россией совершенно не отменяют его двусторонних партнерств с Казахстаном, странами Закавказья, с Турцией и так далее. Поскольку это вторая экономика мира, а по паритету покупательной способности уже первая, ее экономические интересы глобальные, и не видеть этого с российской точки зрения было бы довольно странно.
От неубитого медведя отрезали кусок и пришили его к Турции
– С экономической точки зрения, что означает этот обходной путь? Это может реально нанести какой-то заметный урон российской экономике?
– Пока мы делим шкуру неубитого медведя, по сути. Транзит по наземным маршрутам из Азии в Европу – это меньше 1 процента всего объема транзита. Большая часть идет по морю, через Суэцкий канал. План Великого шелкового пути предполагает нарастить долю поставок по земле, хотя там нет ни сроков, ни четких целевых указателей. И есть несколько различных маршрутов. В этом плане Россия предлагает возить все через порты Дальнего Востока и дальше по Транссибу в Европу, и по маршруту Казахстан – Россия – Беларусь, где есть такое преимущество, как Таможенный союз. Но пока это все шкура неубитого медведя. От неубитого медведя отрезали кусок и пришили его к Турции, Грузии и Азербайджану. Выглядит это все не очень страшно. Если для России что-то и представляет угрозу, так это какие тарифы заряжает РЖД, как плохо работает российская таможня, не пропуская грузы, и как долго и дорого Россия строит инфраструктуру. Если эти страны окажутся быстрее, дешевле и эффективнее, то действительно есть возможность, что транзит утечет туда. Но это нормальная рыночная конкуренция.
Карта «старого» «шелкового пути»– Каковы объемы этого транзита? Сейчас, вы говорите, это менее 1 процента…
– Если очень грубо считать, то 1 процент – это примерно миллиард долларов. По этому маршруту (через Турцию. – РС) сейчас практически ничего не идет. Львиная доля нынешнего транзита идет либо по Транссибу, либо по запущенному в прошлом году маршруту из Китая через Казахстан и опять через европейскую часть России. На этом маршруте у России чуть меньше выручка, потому что транзит идет не через всю Сибирь, а только через европейскую часть России в Польшу, в Лодзь. Пока что говорить о том, что этому есть какая-то реальная альтернатива, довольно сложно.
Через Россию все равно короче, быстрее
– Но в перспективе, если нарастят транзит именно сухопутным путем и начнется конкурентное соревнование между Россией и другими странами, которые могут попытаться сейчас объединиться, то речь пойдет о значительно больших цифрах, видимо.
– Теоретически да. Но вопрос о том, насколько наземные маршруты будут конкурентоспособны по сравнению с морем, – это открытый вопрос. Это зависит от большого количества допущений, в том числе того, насколько успешно Китай перенесет промышленные мощности из центра и востока страны на запад. Там сейчас есть программа переноса, потому что рабочая сила на западе Китая дешевле. Есть программа переноса производств в Казахстан. И понятно, что если у вас, допустим, заводы уже находятся в Казахстане и в западном Китае, везти все это через весь Китай в порт и там грузить на корабль и плыть в Европу – это долго, дорого и неэффективно. В принципе, хорошая железная дорога гораздо эффективнее. Другой вопрос, что, если посмотреть на карту, то маршрут через Россию все равно короче, быстрее, а главное, что есть этот самый Таможенный союз: вагон зашел из Китая в Казахстан, и потом вышел из Белоруссии в Польшу, пересек всего две границы и оказался в Евросоюзе. Если представить себе всю мороку: везти груз через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию, еще и постоянно перегружая, то неизвестно, насколько это может быть коммерчески выгодно без субсидий, а Грузия не самая богатая страна, и насколько Турция может себе позволить что-то субсидировать, тоже не очень понятно. Казахстан с Азербайджаном, наверное, что-то могли при высоких ценах на нефть, а сейчас неясно, насколько они готовы пускаться в политические проекты, которые не подкреплены экономической логикой.
Россия делает то же самое в отношении Турции, причем в гротескных формах
– То есть Россия сейчас может чувствовать себя спокойно и не реагировать на все это?
– Я думаю, что пока не очень понятно, какая реакция может быть. Не каспийскую же флотилию мобилизовывать ради этого. Тут проблема фундаментальная, скорее, в инструменте ведения торговых войн. Россия сама говорит, что санкции – это неэффективная политика, они только помогают сплотиться населению вокруг руководства страны и так далее, – когда это говорится относительно западных санкций против России. Но сейчас Россия делает абсолютно то же самое в отношении Турции, причем в каких-то гротескных формах, судя по запретам Турецкого культурного центра при Библиотеке иностранной литературы и так далее. Не говоря уже о том, что это разгоняет инфляцию, лишает дешевого отдыха миллионы российских граждан и прочее. Это палка о двух концах.
Делать все эффективно, быстро, четко
– А имеет ли смысл России реагировать на эти шаги Китая, которые могут быть расценены как дружба с теми, кого в России теперь считают врагами?
– Нет, у России единственная возможность адекватно реагировать – это предлагать все-таки Китаю какие-то толковые проекты по развитию маршрутов через территорию страны и максимально упрощать таможенные процедуры, делать все эффективно, быстро, четко и хорошо, чтобы хотелось работать именно через Россию, а не через другие страны. Это самый надежный и единственно возможный ответ.
Риск закладывается в стоимость проектов
– А Китай обращает внимание на вопросы политической нестабильности? Он считает Россия проблемным партнером?
– В долгосрочной перспективе при разговорах с китайскими экспертами видны опасения, что стратегическое будущее России неопределенно. И хотя иностранцы склонны абсолютизировать и даже гиперболизировать эту китайскую способность думать десятилетиями, выстраивать долгосрочную стратегию и так далее, но бизнес, особенно частный, международный думает долгими цифрами, и этот риск закладывается в стоимость проектов, – считает экономический комментатор Александр Габуев.
Шелковый путь | Факты, история и карта
Популярные вопросы
Что такое Шелковый путь?
Шелковый путь был древним торговым путем, который связывал западный мир с Ближним Востоком и Азией. Это был главный канал торговли между Римской империей и Китаем, а затем между средневековыми европейскими королевствами и Китаем.
Где начался и закончился Шелковый путь?
Какие основные товары путешествовали по Шелковому пути?
Китайские купцы экспортировали шелк западным покупателям.Из Рима, а затем из христианских царств на восток попадали шерсть, золото и серебро.
Что путешествовало по Шелковому пути, кроме товаров?
Помимо материальных благ, религия была одним из основных экспортных товаров Запада на Великом шелковом пути. Ранние ассирийские христиане перенесли свою веру в Среднюю Азию и Китай, а купцы с Индийского субконтинента познакомили Китай с буддизмом. Болезни также прошли по Шелковому пути. Многие ученые считают, что бубонная чума распространилась в Европу из Азии, вызвав пандемию Черной смерти в середине 14 века.
Используется ли Шелковый путь до сих пор?
Части Великого шелкового пути сохранились в виде мощеной дороги, соединяющей Пакистан и Уйгурский автономный район Синьцзян в Китае. В 21 веке Организация Объединенных Наций планировала спонсировать трансазиатские автомобильные и железные дороги. Шелковый путь также вдохновил Китай на инициативу «Один пояс, один путь» — глобальную стратегию развития инфраструктуры, разработанную президентом и генеральным секретарем Си Цзиньпином.
Подробнее
Полная статья
Совершите путешествие по Великому шелковому пути, пропитанному традициями, идеями, религиями и культурой.
Обзор Великого шелкового пути.
Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц См. Все видео к этой статьеШелковый путь , также называемый Шелковый путь , древний торговый путь, соединяющий Китай с Западом, который нес товары и идеи между двумя великими цивилизациями Рим и Китай. Шелк пошел на запад, а шерсть, золото и серебро пошли на восток. Китай также получил несторианское христианство и буддизм (из Индии) через Шелковый путь.
Silk RoadSilk Road.
Encyclopædia Britannica, Inc.Происходящая из Сиань (Сиан), дорога протяженностью 4000 миль (6400 км), на самом деле тракт для караванов, следовала вдоль Великой Китайской стены на северо-запад, обошла пустыню Такла Макан, поднялась на Памир (горы), пересек Афганистан и направился в Левант; оттуда товар был отправлен через Средиземное море. Немногие люди прошли весь маршрут, а товары обрабатывались посредниками в шахматном порядке.
С постепенной потерей римской территории в Азии и усилением арабского могущества в Леванте, Шелковый путь становился все более небезопасным и неизведанным.В XIII и XIV веках маршрут возродили при монголах, и в то время венецианец Марко Поло использовал его для путешествия в Катай (Китай). Сейчас широко распространено мнение, что этот путь был одним из основных путей распространения бактерий, ответственных за пандемию черной смерти в Европе в середине 14 века, на запад из Азии.
Silk RoadТорговые караваны на Великом шелковом пути, Средняя Азия.
© North Wind Picture ArchivesЧасть Великого шелкового пути все еще существует в виде асфальтированной дороги, соединяющей Пакистан и Уйгурский автономный район Синьцзян, Китай.Старая дорога послужила толчком для реализации плана Организации Объединенных Наций по созданию трансазиатской автомагистрали, а железнодорожный аналог дороги был предложен Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН). Дорога вдохновила виолончелиста Йо-Йо Ма основать в 1999 году проект «Шелковый путь», который исследовал культурные традиции на всем протяжении своего пути и за его пределами как средство соединения искусства разных культур во всем мире.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчас Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Эми МакКенна, старшим редактором.Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:
дороги и шоссе: Шелковый путь
Торговый путь из Китая в Малую Азию и Индию, известный как Шелковый путь , существовал 1400 лет во время путешествий Марко Поло (ок.1270–90 н.э.). Частично он возник около 300 г. до н. Э., Когда был…
.Индия: Контакты с Западом
… вскоре стал известен как Шелковый путь , соединяющий оазисы Кашгар, Яркенд, Хотан, Миран, Куча, Карашахр и Турфан, во всех из которых индийские купцы открыли торговые станции.По центральноазиатскому маршруту китайские товары в больших количествах поступали на рынки Индии и Западной Азии. Считается, что…
Китай: отношения с другими народами
… будет называться Silk Road .…
КАРТЫ И АТЛАС — КАРТА ТОРГОВЫХ МАРШРУТОВ ШЕЛКОВОГО ПУТИ
КАРТЫ И АТЛАС — КАРТА ТОРГОВЫХ МАРШРУТОВ ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Энциклопедия торговли и путешествий по Великому шелковому пути
丝绸之路 网站 (丝路 网站)
百科全书 游客 、 学生 和 的 参考 资源
İPEK YOLU и YOLLARI ANSİKLOPEDİSİ
一 Чтобы начать путешествие по Шелковому пути НАЖМИТЕ на букву алфавита
Глоссарий 一
А Б
C
D
E
F
г
ЗДРАВСТВУЙ
J
K
L
M
N O P
Q
р
S
Т
U V
W
Икс
Y
Z
— КАРТЫ / АТЛАС —
21-й
Шелковый путь века — Китайская инициатива OBOR и связанные торговые пути
Путешествие протяженностью 1000 миль начинается с
одноступенчатый
В 1877 г. термин «Seidenstrae» (Die
Зайденштрассен, буквально «Шелк
Дорога »)
был придуман немецким географом, картографом и исследователем Фердинандом.
фон Рихтгофен.
Сухопутный Шелковый путь и древние маршруты пересекают азиатский континент, из Китая в Азию, в
Турция и Средиземное море,
где морские пути выходят в Европу, Аравию и Северную Африку. Центральная Азия — сердце крупнейшего суши на земле,
известный как Евразия.
Роль Центральной Азии как связующего звена между культурами
символизируется «Шелковым путем».
«Средневековая торговля (Азия)» из Исторического Атласа Уильям Р.Пастух, 1926 год
Хотя это может показаться единственной дорогой
(вверху красным),
«Шелковый путь» был сетью многовековой торговли
маршруты,
что позволило трейдерам путешествовать из Сиань (Чанъань) в Китае в Стамбул
(Константинополь) в Турции.
Древняя пряность
маршруты благовоний также были связаны с Великим шелковым путем портами и морем.
маршруты.
Как самый
известный сухопутный торговый путь
древняя цивилизация,
Шелковый путь вырос под
Китайская династия Хань (202 г. до н.э. — н.э.)
220) во время
первый и второй века нашей эры,
и соединил Желтую реку
Долина Китая до Средиземного моря.
Нажмите, чтобы увидеть подробную карту Китая
Более половины Великого шелкового пути Восток-Запад проходит в Китае.
Китайский участок Великого шелкового пути начинался в городе Сиань (в провинции Шэньси).
провинция окрашена в красный цвет справа),
затем прошел через провинции Ганьсу, Нинся, Цинхай и Синьцзян (
самая большая провинция, окрашенная в оранжевый цвет слева).
Нажмите, чтобы увидеть пустыни и горы
Китайский участок Великого шелкового пути, связывающий Среднюю Азию с
Китай,
был регионом, где взаимодействовали древние цивилизации Востока и Запада.
Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай
Северо-западный Синьцзян, китайский участок Шелкового пути
Юго-западный Синьцзян, китайский участок Шелкового пути
Северо-восток Синьцзян, китайский участок Шелкового пути
Юго-восточный Синьцзян, китайский участок Великого шелкового пути
Карты сухопутных и морских маршрутов
Silk Routes.net | Ипек Йоллари.net
Китайские торговые пути: шелковый путь с картой
Карта маршрута Шелкового пути (Нажмите, чтобы увеличить) |
Первоначально Шелковый путь был открыт Чжан Цянем и постепенно формировался во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.).
Во времена династии Хань древняя дорога начиналась из исторической столицы Чанъань (ныне Сиань). Этот китайский торговый путь пролегал через провинцию Ганьсу через Тяньшуй, Ланьчжоу, Увэй, Чжанъе, Цзюцюань, Цзяюйгуань (важный военный гарнизон и барьер Великой стены) и Дуньхуан вдоль коридора Хэси. Дуньхуан знаменит своими пещерами Могао и другими культурными реликвиями. Это также был ключевой пункт маршрута, где торговая дорога разделялась на три основных ответвления: южную, центральную и северную.
Три основных маршрута проходят через Синьцзян-Уйгурский автономный район.
Южный маршрут шёл на запад вдоль северного подножия гор Куньлунь, проходя через Жоцян (Чархлик), Циемо (Черчен), Хетян, Ечэн (Каргалик), Шаче (Яркенд) и достигая Кашгара (последней точки Шелкового пути в Китай). Затем этот маршрут пересек заснеженный Памир, через Кашмир попал в Пакистан и Индию; он также может попасть в Европу через Исламабад, Кабул, Мешхед, Багдад и Дамаск.
Статуя путешествия по древней дороге |
Центральный маршрут пролегал на запад вдоль южного подножия гор Тянь-Шань, проходя через Лоулань (ныне Руоцян), Турфан, Корла, Куче (Куча) , Аксу и Кашгар, затем прошли по ледяному Памиру, через Ферганский бассейн, через Ферганский бассейн, петли в Мешхед, Самарканд, Бухару и, наконец, вышли на Южный путь.
Северный путь шел на запад вдоль северного подножия гор Тянь-Шань, ведя торговцев на запад в Хами (Кумул), Урумчи и Инин, а затем достиг районов у Черного, Каспийского и Средиземного морей.
По оценкам некоторых экспертов, общая протяженность исторически важного торгового пути составляет около 10 000 километров (6214 миль), из которых около 3 000 километров (1864 мили) маршрута проходят по территории Китая. В настоящее время древний Шелковый путь проходит через пять провинций Северо-Западных территорий, включая провинцию Шэньси, провинцию Ганьсу, провинцию Цинхай, Нинся-Хуэйский автономный район и Синьцзян-Уйгурский автономный район. Дорога внесла большой вклад в политический, экономический и культурный обмен между Китаем и Центральной Азией, Западной Азией, Индией, Римом и Европой.
Дополнительная литература:
Морской шелковый путь Южный шелковый путь
В наши дни древняя дорога все еще привлекает внимание всего мира с ее большим количеством исторических и культурных достопримечательностей, великолепными природными пейзажами и красочными этническими обычаями. Благодаря тому, что транспортная сеть становится все более удобной, путешественники могут путешествовать по этому маршруту с большей легкостью, чем раньше. Соберите вещи и ощутите вкус древней восточной культуры, выбрав один из китайских маршрутов, указанных ниже.
China Delights: 10-дневный Пекин — Сиань — Гуйлинь — Шанхай от 1249 долларов до
Классический шелковый путь: 14-дневный Пекин — Урумчи — Кашгар — Урумчи — Дуньхуан — Сиань — Шанхай от 2929 долларов до
Silk Road In -глубина: 22-дневный Пекин — Урумчи — Корла — Куча — Аксу — Кашгар — Хетян — Минфенг — Корла — Турфан — Дуньхуан — Сиань — Шанхай от $ 3519 до
— Последнее изменение 15 апреля 2021 г. —
Карты Шелкового пути
Шелковый путь Университета Майами Карты проектаМаршрут по Шелковому пути Университета Майами, 2006 г.
Центральная Азия Топография Восточной Азии
Топография Западной Азии
Таримский бассейн
Трансоксиана и Хорасан
Следующие данные взяты из книги Моники Уитлок «Земля за рекой: нераскрытая история Центральной Азии» (Нью-Йорк: Thomas Dunne Books, 2003), прекрасного отчета о Центральной Азии в 20 веке
:
Афганистан 2002
:
Средняя Азия 1901 г.
:
Центральная Азия 2002
:
Южный Таджикистан и северные границы Афганистана
Китай:
Политическая карта
, Карта рельефа
Провинция Синьцзян
Кашгар
Кыргызстан: Политическая карта, схема
Узбекистан: Политическая карта
Турция: Политическая карта, Рельефная карта
Карты шелка
Дорога и прилегающие территории
Морские торговые пути первого века до н.э. (малые)
(большой)
Торговые пути Первого века н.э.
Маршруты и товары Шелкового пути
Шелковый путь и другие торговые пути в монгольский период
Империи Средней Азии
Карта последовательности империй империй Ближнего Востока и Центральной Азии (3000 г. до н.э. — 2006 г. н.э.)
Империя Александра
Наступление Александра (анимационный)
Центральная Азия в 190 г. до н. Э.
Центральная Азия в 100 г. н.э.
Монголы
Империя Тимура
Империя Тимура
Ниже приводится превосходный рассказ о Тимуре Джастина Мароцци, Тамерлан: меч ислама, покоритель мира (Кембридж: Da Capo Press, 2006).
Центральная Азия в четырнадцатом веке и сегодня
Малая Азия в XIV веке
Золотая Орда
Средневековая Персия
Поход Темура в Индии
Походы Темура
Родина Темура: Мавераннахр и Чагатайская империя
Последовательная карта мировых религий
Города Шелкового пути
Исфахан
Самарканд
Шах-и-Зинде (Самарканд)
Путешественники по Шелковому пути:
Маршрут Клавихо (1403-1406)
Карпини
Марко Поло
Вильгельм Рубрук
Маршрут Бенедикта Госа (ок.1594)
Маршрут Энтони Дженкинсона (1557-1560)
Путь Адама Олеария (1635-1639)
Путешествие Стали и Кроутера 1615-1616 гг. Из могольской Индии через Персию)
Шелковый путь | Азиатское общество
Джона Мейджора
Хорошие идеи и инновации легко уносятся — и далеко. Исторически эти идеи распространялись по торговым путям. В этом эссе Великий Евразийский шелковый путь рассматривается как проводник людей, товаров, идей, верований и изобретений.
Хорошие идеи легко распространяются по торговым путям на дальние расстояния, и Шелковый путь не был исключением из этого правила. Знаменитым примером китайского изобретения, которое помогло изменить мир, является бумага. Бумага была изобретена во времена династии Хань, вероятно, как раз в то время, когда торговля на Шелковом пути только начинала процветать. (Многие источники приписывают изобретение бумаги одному из последних ханьских чиновников в начале 2 века н.э., но настоящая бумага, по крайней мере, на два столетия старше той, была археологически извлечена из ханьских гробниц.Бумага намного превосходит узкие деревянные полоски или трудноуправляемые рулоны шелка, которые раньше использовали для письма китайцы, и вскоре стала предпочтительным материалом для письма во всем Китае и Восточной Азии. Он был также найден в буддийских храмах на северо-западе Китая, но, похоже, долгое время не выходил за пределы этого, возможно, отчасти потому, что китайцы пытались защитить секрет его изготовления, и, возможно, отчасти также потому, что другие письменные принадлежности, такие как пергамент и папирус, были широко распространены на западе.
Но при монголах в тринадцатом и четырнадцатом веках группа китайских рабочих основала в Самарканде предприятие по производству бумаги. Их продукция быстро распространилась через торговлю и имитацию, и бумага вскоре вытеснила другие письменные принадлежности в большей части Западной Евразии.
В Китае изобретение бумаги стимулировало изобретение книгопечатания где-то в 6 веке н.э. — развитие, энергично поддерживаемое буддизмом, согласно которому копирование священных текстов было актом религиозной заслуги.Новое изобретение печати в Европе столетия спустя не использовало технологию печати в восточноазиатском стиле, но оно могло быть стимулировано сообщениями о китайской печати, которые могли распространяться на Ближнем Востоке.
Еще одно изобретение, полностью распространившееся по всей Евразии, — нория, или водяное колесо для орошения. Это простое и оригинальное устройство, изобретенное в римской Сирии, состоит из вертикального водяного колеса, к ободу которого прикреплены несколько горшков или трубок. Когда течение реки вращает колесо, горшки наполняются водой в нижней части цикла и опорожняются в желоб наверху; большая нория может поднимать воду на высоту до сорока футов без использования человеческой или животной энергии.Это вдохновенное изобретение, очевидно, было хорошей идеей и быстро распространилось по Шелковому пути и его притокам. Есть известный пример в Толедо, Испания, другие районы в верховьях Желтой реки в Китае и многие другие.
Продукты питания также входят в эту категорию путешествия идей и методов Яблоки распространялись в доисторические времена через степной пояс в обоих направлениях из региона современного Казахстана; апельсины шли (морским путем) из Китая в Средиземноморье; виноград шёл с западных рубежей Великого Шелкового пути в Китай.
Эти и десятки других примеров, которые можно было бы упомянуть, проясняют суть дела: идеи, изобретения, устройства и методы быстро и далеко распространяются по Шелковому пути, и движение транспорта было в основном двухсторонним, или, возможно, следует сказать, что многостороннее движение , улица. В процессе Шелковый путь обогатил не только торговцев, которые возили и обменивали товары, но и людей разных стран и культур по всей Евразии.
Пожалуй, стоит отметить, что междугородняя торговля может иметь неожиданно плохие побочные эффекты, а также прямые положительные эффекты.Например, считается, что чума «Черная смерть», опустошившая Европу в XIV веке, пришла по Шелковому пути из Центральной Азии, где чума широко распространена среди местных грызунов. Одна из теорий гласит, что груз шкурок сурка (предназначенных для использования на меховой одежде), зараженных яйцами чумных блох, был доставлен откуда-то из Центральной Азии в ближневосточный порт. Там из яиц вылупились блохи, которые поразили некоторых местных крыс; некоторые из крыс в конечном итоге попали на борт корабля и были доставлены в портовые города Италии.Там чума через блох распространилась на других крыс, а затем и на людей; и происходила катастрофа.
Silk Road — Что такое шелковый путь?
Шелковый путь представлял собой сеть торговых путей, соединяющих Восток и Запад в древние и средневековые времена. Этот термин используется как для наземных маршрутов, так и для морских или пресноводных. Шелковый путь проходил через три континента: Европу, Африку и Азию.
Основные маршруты Великого шелкового пути
Помимо шелка, вдоль Шелкового пути продавался широкий спектр других товаров, и сеть была также важна для мигрантов и путешественников, а также для распространения религии, философии, науки, технологий и художественных идеалов.Шелковый путь оказал значительное влияние на земли, через которые проходили маршруты, и торговля сыграла значительную роль в развитии городов вдоль маршрутов Шелкового пути.
Многие торговцы на Шелковом пути были вовлечены в ретрансляционную торговлю, когда предмет многократно менял владельцев и немного путешествовал с каждым из них, прежде чем достигнуть своего конечного покупателя. Кажется, было очень необычно для любого отдельного торговца путешествовать между Китаем и Европой или Северной Африкой.Вместо этого различные торговцы специализировались на транспортировке товаров через различные участки Шелкового пути.
Примеры товаров, продаваемых на Шелковом пути:
- Шелковые ткани, лак и порцелин из Китая
- Сандал из Индии
- Шафран, фисташки и финики из Персии
- Мирра и ладан из Сомали
- Стеклянные бутылки из Египта
Сухопутные маршруты
Шелковый путь состоял из нескольких маршрутов.Среди сухопутных маршрутов преобладают северный, южный и юго-западный маршруты.
Северный путь
Самой восточной точкой северного маршрута был Чанъань, важный город в центральном Китае. Чанъань был столицей более десяти различных китайских династий.
Северный маршрут стал популярным примерно в первом веке до нашей эры, когда китайский император Ву Хань, правивший с 141 по 87 год до нашей эры, использовал свою армию, чтобы удерживать кочевые племена от нападений на путешественников в пределах своей сферы влияния.
Из Чанъаня северный маршрут шел на северо-запад через китайские провинции Шэньси и Ганьсу, а затем разделился на три разных маршрута.
- # 1 по горным хребтам к северу от пустыни Такла-Макан
- № 2 следовала за горными хребтами к югу от пустыни Такла-Макан.
- № 3 проходил к северу от гор Тянь-Шаня через Турфан, Талгар и Алматы на территории нынешнего юго-восточного Казахстана.
№1 и №2 снова воссоединились в Кашгаре, городе-оазисе в сегодняшнем Синьцзяне.После Кашгара маршруты снова разделились: южная ветвь идет вниз в сторону Термеза и Балха, а северная ветвь идет в Коканд, а затем на запад через пустыню Каракумы.
Не доезжая до Мерва в Туркменистане, оба маршрута соединились с основным южным маршрутом.
Одна ветка северного маршрута свернула на северо-запад вместо того, чтобы продолжать движение на запад. Этот прошел мимо Аральского моря и пошел к северу от Каспийского моря, прежде чем достигнуть Черного моря.
Южный маршрут
Южный путь пролегал из Китая через горы Каракорум.Из-за этого он был также известен как Каракорумский маршрут. Горный хребет Каракорум охватывает границы Пакистана, Индии и Китая, а также простирается в Афганистан и Таджикистан на северо-западе.
К западу от гор Каракорум южный путь имел множество отрогов, ведущих на юг к морю, так как многие путешественники хотели продолжить путь на корабле, а не по суше.
Для тех, кто не направился на юг к океану, южный маршрут продолжался через горы Гиндукуш в Афганистан, соединяясь с северными маршрутами, прежде чем достигнуть Мерва в Туркменистане.
Из Мерва южный путь шел на запад почти по прямой, через северный Иран, Месопотамию и северные окраины Сирийской пустыни, чтобы добраться до Леванта, где корабли ждали, чтобы перевезти драгоценный груз через Средиземное море в южную Европу. Продолжить путешествие по суше было также возможно из Леванта, либо на север через Анатолию, либо на юг в Северную Африку.
Был также ответвление Шелкового пути, которое шло из Герата в Афганистане в древний портовый город Харакс Спасину у Персидского залива, по пути проходя через Сузы.Из Харакса Спасину путешествие продолжилось на корабле до различных портов Средиземного моря, таких как Петра.
Юго-Западный маршрут
Юго-западный маршрут пролегал из Китая в Индию через дельту Ганга. Этот регион дельты был важным торговым центром, и при археологических раскопках здесь было обнаружено удивительное множество товаров из разных частей мира, таких как древнеримские бусы и драгоценные камни из Таиланда и Явы.
Торговый центр
Роль региона как торгового центра также означала, что этот район служил обменом валюты.Большинство западных валют никогда не продвигались дальше на восток, а большинство восточных и китайских монет никогда не продвигались дальше на запад. Торговцы в дельте Ганга в основном использовали восточные валюты, когда они торговали с восточными купцами, и западные валюты, когда они торговали с западными купцами. Трейдеры обмениваются валютой друг с другом, чтобы иметь соответствующую валюту при торговле с торговцами из разных регионов. Строго говоря, в этом не было необходимости, поскольку монеты были сделаны из драгоценных металлов, а их стоимость определялась их стоимостью в золоте или серебре.Тем не менее многие трейдеры предпочли бы торговать с использованием валют, которые были широко распространены в их части мира. Т.е. западные торговцы предпочитали серебряную драхму Сасанидской империи (неоперсидскую) или золотой солид Византийской империи (Восточный Рим), а восточные торговцы предпочитали китайскую валюту.
Валютные брокеры
Другими словами, трейдеры в дельте Ганга выполнили функцию, аналогичную той, что сегодня делают брокеры по обмену валюты. Валютные брокеры помогают облегчить торговлю между разными странами и культурами, позволяя людям покупать и продавать валюту.Сегодня эти брокеры также облегчают валютные спекуляции и валютную торговлю, покупку и продажу валюты, чтобы получить прибыль от изменений обменного курса. Это было невозможно во времена Великого шелкового пути, поскольку, как упоминалось ранее, стоимость валют была привязана к стоимости металлов, из которых они были сделаны. Многие современные валюты в этом районе остаются фиксированными по сей день.
Маршрут Ледо
Есть свидетельства того, что торговый путь шел из Сычуани в современном Китае через Юньнань, Бирму и Бангладеш.В некоторых источниках маршрут называется Ледо.
Хотя древний греко-римский географ Клавдий Птолемей (около 100-170 гг. Н.э.) никогда не путешествовал так далеко на восток, он, должно быть, смог получить информацию об этом регионе от других путешественников, потому что он составил карту, на которой изображена дельта Ганга. с замечательной степенью точности. Карта показывает, что тот, кто сообщил Птолемею, знал о таких вещах, как течение реки Брахмапутра.
Морские пути
Морские участки Шелкового пути включали такие воды, как:
- Желтое море
- Восточно-Китайское море
- Южно-Китайское море
- Малаккский пролив
- Индийский океан
- Бенгальский залив
- Аравийское море
- Персидский залив
- Красное море
- Средиземное море
Имя
Шелковый путь назван в честь прибыльной международной торговли китайскими шелковыми тканями, которая началась во времена династии Хань (207 г. до н.э. — 220 г. н.э.).Использование одного названия для этой запутанной сети торговых путей — современное изобретение; Название Шелковый путь было придумано географом Фердинандом фон Рихтгофеном в конце 19 века. Будучи уроженцем Германии, он использовал имена Seidenstraße и Seidenstraßen , что переводится как Шелковый путь и Шелковый путь соответственно. Неудивительно, что использование термина «Шелковый путь» не бесспорно.
Ссылки на он-лайн ресурсы по картам
Исчерпывающие ресурсы :
Подборка сайтов с картами, относящимися к Великому шелковому пути: